astana-view

Реестр проблем

№569

Законадательная инициатива импортеров, оптовых, розничных реализаторов нефтепродуктов по исключению обязанности установки КПУ

В рамках проводимой работы по выявлению административных барьеров, препятствующих развитию бизнеса в адрес ПП ЗКО поступило коллективное обращение владельцев нефтебаз и автозаправочных станций касательно отмены обязанности реализации нефтепродуктов с обязательным перемещением их через контрольные приборы учета (КПУ), вступающий в силу с 1 января 2018 года. Основными причинами отмены указанного требования являются: 1. В Правилах и требованиях по оснащению резервуаров производственных объектов производителей нефтепродуктов, баз нефтепродуктов и автозаправочных станций (кроме автозаправочных станций передвижного типа) контрольными приборами учета /Приказ министра финансов РК № 126 от 16.03.2016г./: - отсутствия ясности в порядке установки и последующей работы КПУ; - отсутствует технического регламента по установке и эксплуатации КПУ; -отсутствия в Правилах понятия автоматизированной системы информации; - не определен порядок учета потерь в технологических трубопроводах при перемещении нефтепродуктов из одного резервуара в другой по резервуарному парку. 2. Отсутствие у владельцев нефтебаз и автозаправочных станций технической и финансовой возможности. - исходя в целом из технического состояния нефтебаз по Республике Казахстан действующие нефтебазы на 60-70 % состоят из построенных в период СССР, которые зачастую не подлежали реконструкции и техническому перевооружению, особенно в отдаленных районах. Многие нефтебазы спроектированы для получения нефтепродуктов только посредством автомобильного транспорта в связи с отсутствием собственных железнодорожных тупиковДля установки КПУ предпринимателям необходимо провести модернизацию резервуаров и технологических трубопроводов путем проведения зачистки резервуаров, вскрытие асфальтового покрытия и т.д., с последующей организации сварочных работ, что по пожарной безопасности неприемлемо на территории базы нефтепродуктов и АЗС, в связи с чем в момент проведения работ, согласно норм техники безопасности, промышленной и пожарной безопасности необходимо будет прекратить отпуск нефтепродуктов для клиентов. -баснословная дороговизна оснащения КПУ нефтебаз и АЗС. По предварительным сметам оснащение одной АЗС обходится около 10 миллионов тенге (то есть тем, у кого, к примеру, в собственности 5 АЗС, придется потратить более 50 миллионов тенге), одной нефтебазы вместимостью от 10 до 20 тысяч тонн – в среднем около 250 миллионов тенге. Заявители обращают внимание, что в Западно-Казахстанской области нет поставщиков КПУ, в Республике Казахстан существует минимальный перечень поставщиков КПУ. Все поставки КПУ и запасных частей к ним будут производится из РФ или иных стран зарубежья, в связи с чем в настоящее время уже начался отток денежных средств из страны. По самым скромным подсчетам для установки КПУ на всех АЗС и нефтебазах предпринимателям Республики Казахстан необходимо будет потратить около 100 млрд. тенге которые будут оплачены иностранным поставщикам КПУ т.е. выведены из РК, что считаем недопустимым. В данную сумму не входят затраты нефтеперерабатывающих заводов РК на приобретение КПУ. При этом мало установить КПУ, сопутствующим следует обеспечения его бесперебойного функционирования, техническое обслуживание которых также очень дорого. Выходом из данном ситуации послужит вовлечение в работу высококвалифицированных специалистов путем обучения своих работников либо найма. И то и другое требует средств на обучение /затрат на выплату заработной платы. Более того, при поломки КПУ в целом либо отдельных его частей, в силу страны происхождения прибора в период восстановительных работ, субъекты предпринимательства вынуждены будут приостановить прием/отпуск нефтепродуктов до момента устранения неисправностей КПУ, так как перемещение нефтепродуктов через неисправные КПУ невозможна и будет расцениваться органами государственных доходов как нарушение за которое налагается штраф по ст. 281 КоАП РК. - финансовые затраты на приобретение КПУ отразится на стоимости нефтепродуктов. 3. Действующий принцип учета нефтепродуктов достаточен для мониторинга оборота нефтепродуктов В настоящее время уже имеется налаженная система учета нефтепродуктов. На нефтебазах отпуск производится через тарированные весы по счетчикам различного типа с проведением замеров в калиброванных резервуарах и применением поверенного метрологического оборудования, на топливо-раздаточных колонках автозаправочных станций отпуск также производится через счетчики. На все реализуемые объемы поставщиками оформляются сопроводительные накладные на нефтепродукты установленного образца, экземпляры которых направляются параллельно в органы государственных доходов в электронном виде через «Кабинет налогоплательщика», по средствам которых органы государственных доходов полностью отслеживанию перемещение нефтепродуктов от производителя до конечного получателя нефтепродуктов. Предприниматели, реализующие нефтепродукты, своевременно направляют информацию по ним в органы государственных доходов по средствам сдачи соответствующих налоговых отчетов, то есть осуществляется полный мониторинг оборота нефтепродуктов. 4. Высокий размер административного штрафа при реализации и (или) отгрузки отдельных видов нефтепродуктов производителями нефтепродуктов, поставщиками нефти, оптовыми поставщиками нефтепродуктов или розничными реализаторами нефтепродуктов без контрольных приборов учета (КПУ) либо минуя КПУ (п.8 ч.5 ст.281 КоАП РК)

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

ЗКО РПП

Предложение по решению проблемы:

1. Направить предложения в Министерство энергетики 2. В случае необходимости провести совещание с заинтересованными госорганами, субъектами предпринимательства. 3. В случае одобрения, принять меры по Рассмотреть возможность внесения изменений в Закон РК «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» в следующих пункты/статьи: - п. 1 ст.1 с изложением в следующей редакции: «1) автозаправочная станция - технологический комплекс и оборудование, обеспечивающие хранение и розничную реализацию нефтепродуктов. …..». - п.4 ст. 1 с изложением в следующей редакции: «4) контрольные приборы учета - технические устройства, измеряющие количественные и качественные характеристики нефтепродуктов, для ведения учета с целью последующей передачи в режиме реального времени через оператора данных контрольных приборов учета в сфере производства и оборота нефтепродуктов уполномоченному органу в области оборота нефтепродуктов посредством автоматизированной системы информации об объемах производства и (или) оборота нефтепродуктов, установленные на производственных объектах производителей нефтепродуктов, допущенные к применению в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области обеспечения единства измерений; - п.3 ст. 19 с изложением в следующей редакции: "3. Реализация, отгрузка и (или) транспортировка и прокачка нефтепродуктов осуществляются с обязательным перемещением нефтепродуктов через контрольные приборы учета: 1) резервуаров - производителями нефтепродуктов, поставщиками нефти. Поставщики нефти, осуществляющие реализацию нефтепродуктов, полученных в результате переработки принадлежащих им сырой нефти и (или) газового конденсата, с эстакад налива нефтепродуктов производственного объекта производителя нефтепродуктов, перемещают такие нефтепродукты через контрольные приборы учета производителя нефтепродуктов в процессе налива в автомобильные и (или) железнодорожные цистерны либо прокачки, транспортировки в резервуар или автозаправочную станцию поставщика нефти."

Пути решения:

Внести изменения в Закон РК «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов».

Дата включения в реестр:

2017-08-25 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2017-11-30 00:00:00

Ход исполнения:
05.03.2018; Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам недропользования» от 27.12.2017 № 126-VI внесены поправки в ЗРК «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» от 20 июля 2011 года № 463-IV и в Кодекс РК от 05.07.2014 № 235-V в части: 1. Отмены требований по обязательной установке КПУ на базах нефтепродуктов (не зависимо от субъекта рынка нефтепродуктов) Данная норма не распространяется на базы, расположенные на нефтеперерабатывающих заводах) 2. Перенос сроков ввода в действие требований для АЗС в зависимости от их территориального расположения (столица, города республиканского значения, областные центры, районные центры и т.д.) 3. Перенос сроков введения в действие норм административной ответственности за реализацию отдельных видов нефтепродуктов с баз нефтепродуктов без КПУ (либо минуя КПУ) для АЗС (для баз нефтепродуктов данная ответственность исключена).
13.09.2024; Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам недропользования» от 27.12.2017 № 126-VI внесены поправки в ЗРК «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» от 20 июля 2011 года № 463-IV и в Кодекс РК от 05.07.2014 № 235-V в части: 1. Отмены требований по обязательной установке КПУ на базах нефтепродуктов (не зависимо от субъекта рынка нефтепродуктов) Данная норма не распространяется на базы, расположенные на нефтеперерабатывающих заводах) 2. Перенос сроков ввода в действие требований для АЗС в зависимости от их территориального расположения (столица, города республиканского значения, областные центры, районные центры и т.д.) 3. Перенос сроков введения в действие норм административной ответственности за реализацию отдельных видов нефтепродуктов с баз нефтепродуктов без КПУ (либо минуя КПУ) для АЗС (для баз нефтепродуктов данная ответственность исключена).
25.01.2018; Внесены поправки в ЗРК "О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов", отмена требований по КПУ для баз нефтепродуктов, для АЗС - перенос сроков
Решен/исполнен
Ответственный исполнитель:

Рабай Яромир

Директор

Департамент по развитию нефтегазовой и энергетической отраслей

Руководитель подразделения:

Балтабаев Куаныш Серикович

Исполнительный секретарь

БЛОК ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО СЕКРЕТАРЯ

Partners