astana-view

Реестр проблем

№1338

О мерах по оптимизации сроков проведения таможенной экспертизы при экспорте сафлора

В Палату предпринимателей Костанайской области поступило коллективное обращение от субъектов предпринимательства, осуществляющих экспорт сафлора, с просьбой упростить действующие процедуры по его таможенному оформлению. Согласно поступившей информации, с 30 января 2025 года на экспортируемый сельскохозяйственный товар – «сафлор», код ТНВЭД 1207600000, по рекомендации селективного контроля управления рисками назначается таможенная экспертиза на вышеуказанный товар. Цель таможенной экспертизы - определить к какому виду семян относятся образцы товаров, и являются ли данные образцы семенами подсолнечника. В этой связи срок выпуска товаров продлевается на срок проведения таможенной экспертизы и получения результатов таможенной экспертизы, согласно статье 193 Кодекса Республики Казахстан «О Таможенном регулировании в Республике Казахстан» (далее – Кодекс). Данная мера была введена в связи с выявленными случаями мошеннических действий со стороны недобросовестных экспортеров сельскохозяйственной продукции. Под видом сафлора на экспорт оформлялась и отправлялась другая культура - подсолнечник. При этом, в случае назначения таможенной экспертизы до выпуска товаров возможен выпуск декларации на товары до получения результатов таможенной экспертизы при условии, что уплачены таможенные пошлины и предоставлено обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин в соответствии со статьей 196 «Особенности выпуска товаров при назначении таможенной экспертизы» Кодекса. Размер обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин определяется как сумма таможенных пошлин, которые могут дополнительно подлежат уплате по результатам таможенной экспертизы, согласно статье 104 «Определение размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов» Кодекса. На практике, отбор проб осуществляется инспектором таможенного контроля (ДГД), после чего образцы направляются в Центральную таможенную лабораторию (г. Астана) для проведения экспертизы. Следует отметить, что срок получения результата экспертизы из лаборатории составляет от 20 до 25 календарных дней, в то время как прибытие вагонов на станцию и процесс погрузки сафлора занимает до 5 дней. В результате возникает значительное расхождение в сроках, что приводит к задержкам экспорта и сопутствующим финансовым и логистическим издержкам. Следует отметить, что в регионе уже стартовала уборка и в ближайшее время ожидается увеличение объемов поставок на экспорт. В этой связи, вопросы, связанные с таможенными процедурами, требуют оперативного рассмотрения с участием всех заинтересованных сторон. Костанайская область является одним из основных производителей данной культуры. В текущем году в области посеяно 400 тыс. гектаров сафлора, даже при минимальной урожайности в 5 ц/га валовой сбор достигнет 200 тыс. тонн. Данная ситуация препятствует качественному ведению предпринимательской деятельности, приводит к финансовым потерям, нарушению сроков поставок и подрыву деловой репутации экспортера. Согласно официальной информации, предоставленной Центральной таможенной лабораторией, с момента введения профиля риска с 30 января 2025 года всего было проведено 169 экспертиз по сафлору по Республике Казахстан, из них 60 – в Костанайской области. При этом ни в одном случае отрицательное заключение выдано не было.

Уровень проблемы:

<?xml version="1.0" encoding="UTF-8"?> <root><item id="1">Республиканская проблема</item></root>

Источник информации о проблеме:

<?xml version="1.0" encoding="UTF-8"?> <root><item id="20d5542b-6f47-4d72-af29-52a590bb011f">КОСТАНАЙСКАЯ РПП</item></root>

Предложение по решению проблемы:

- актуализировать профиль риска по товару «сафлор» в отношении компаний Костанайской области, по которым в ходе проведения таможенной экспертизы не выявлены нарушения по классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС

Пути решения:

С целью оперативного и эффективного реагирования на вопросы, поднимаемые бизнесом региона, предлагается: Направить обращение в КГД МФ РК, в котором предложить следующие меры: 1. провести всесторонний анализ эффективности введения профиля риска в отношении товара «сафлор» (количество выявленных нарушений в разрезе УВЭД; продолжительность проведения таможенного оформления, в т.ч. с учетом проведения таможенной экспертизы, сумма экономического эффекта от внедрения данной меры) и по результатам данного анализа исключить из профиля риска по товару «сафлор» компании Костанайской области, по которым в ходе проведения таможенной экспертизы не выявлены нарушения по классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС 2. рассмотреть вопрос внедрения видеоконтроля (видеофиксации) при отборе проб - согласно п.3 ст.1 технического регламента Таможенного союза «О безопасности зерна», утвержденного решением Комиссии таможенного союза от 9 декабря 2011 года №874 - идентификация зерна осуществляется на основании информации, указанной в товаросопроводительных документах, по маркировке, визуальному осмотру ботанических признаков зерна, характерных для данного вида культуры, разрешить проведение отбора проб продукции (сафлора) с фиксацией процесса на видео и последующим предоставлением записи в органы государственных доходов; 3. направить указания в территориальные органы государственных доходов об использовании экспресс-доставки (Exline, СДЭК, ViExpress) в целях сокращения сроков пересылки проб и образцов для проведения таможенной экспертизы.

Дата включения в реестр:

2025-09-11 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2025-12-31 00:00:00

Ход исполнения:
На рассмотрении НПП
Ответственный исполнитель:

<?xml version="1.0" encoding="UTF-8"?> <root><item id="68923a9a-8a13-11e1-aa1c-0030487e5776">Ансарова Ирина Ынтымаковна (Заместитель директора, ДЕПАРТАМЕНТ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ, 87172919341, i.ansarova@atameken.kz)</item></root>

Заместитель директора

ДЕПАРТАМЕНТ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

моб. 8 (701) 748 81 91

Руководитель подразделения:

<?xml version="1.0" encoding="UTF-8"?> <root><item id="efc12dda-bd9c-4118-87f5-55d5624c0133">Мамашева Дина Талгатовна (Управляющий директор, 919341 9(вн 1862), d.mamasheva@atameken.kz)</item></root>

Управляющий директор

ДЕПАРТАМЕНТ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

Дочерние организации

Партнеры