Реестр проблем
Установление единой банковской комиссии за обслуживание POS-терминалов.
Ранее №668. Установление единой банковской комиссии за обслуживание POS-терминалов. В палату предпринимателей Актюбинской области (далее – РПП) поступило коллективное обращение более 150 предпринимателей-арендаторов рынка «Алтай» г. Актобе, касательно законодательно установленного требования по установке POS-терминалов субъектами предпринимательской деятельности. Так, в соответствии со статьей 11 Закона Республики Казахстан от 29 июня 1998 года «О платежах и переводах денег» Постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 октября 2014 года № 1147 «Об утверждении перечня отдельных видов деятельности и применения оборудования (устройства), предназначенного для приема платежей с использованием платежных карточек» утвержден дополнительный перечень отдельных видов деятельности где для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц обязательно применение оборудования (устройства), предназначенного для приема платежей с использованием платежных карточек (далее – POS-терминал). Субъекты предпринимательской деятельности имеют несколько альтернативных возможностей по установке POS-терминалов: 1. Банк устанавливает POS-терминал на безвозмездной основе, при этом от СПД требуется обеспечение ежемесячной транзакции не менее ≈ 200 000- 300 000 тенге. Установка и обслуживание оборудования будет происходить на бесплатной основе. 2. В случае отсутствия требуемого объема транзакций СПД имеет возможность приобрести POS-терминал самостоятельно у сертифицированного поставщика ТОО «Infocart», терминалы которого на рынке реализует сеть магазинов «Логиком». Рыночная сумма терминала составляет ≈ 100 000-120 000 тенге. Установка и обслуживание оборудования будет производиться компанией «Казтелепорт», где имеется ежемесячная абонентская плата в размере ≈ 1 500 - 2 250 тенге без НДС. 3. Есть возможность использовать «Мобильные POS-терминалы». Мобильные POS-терминалы – это инновационное решение, позволяющее принимать к оплате банковские карточки посредством смартфона на базе IOS или Андроид и ридера. Возможность использования терминала не зависит от оборотов, счет в любом банке РК, зачисление денег на следующий день, абонентская плата отсутствует. Стоимость терминала от 13 000 - 25 000 тенге. При этом тарифы на услуги эквайринга (оплата товаров и услуг платежными картами) варьируется в зависимости от оборота денежных сумм в месяц, а также платежных карточек других банков. В частности, ДБ АО «Сбербанк» выставлены следующие условия оплаты комиссии за обслуживание платежей: Visa/MasterCard (платежные карточки ДБ АО «Сбербанк») Оборот от 300 000 тенге в месяц 1 % от суммы Оборот от 300 000 до 500 000 тенге в месяц 0,8 % от суммы Оборот от 500 000 до 1 000 000 тенге в месяц 0,5 % от суммы Оборот от 1 000 000 до 3 000 000 тенге в месяц 0,5 % от суммы Visa/MasterCard/Union Pay (платежные карточки других банков) Оборот от 300 000 тенге в месяц 2,2 % от суммы Оборот от 300 000 до 500 000 тенге в месяц 2,2 % от суммы Оборот от 500 000 до 1 000 000 тенге в месяц 2% от суммы Оборот от 1 000 000 до 3 000 000 тенге в месяц 1,9 % от суммы Оборот свыше 3 000 000 тенге в месяц 1,8 % от суммы При этом, в настоящее время АО «Народный Банк Казахстана» готов предложить следующие тарифы на услуги эквайринга: По международным и локальным платежным карточкам АО «Народный Банк Казахстана 1 % от суммы По международным платежным карточкам, выпущенными другими банками 3 % от суммы Оборот от 500 000 до 1 000 000 тенге в месяц 0,5 % от суммы Если в торговой точке будет POS терминал только Народного Банка По международным и локальным платежным карточкам АО «Народный Банк Казахстана 0,8% По международным платежным карточкам, выпущенными другими банками 2,2 % Таким образом, как показывает практика, банками второго уровня (далее - БВУ) устанавливаются неоправданно высокие комиссии для субъектов предпринимательской деятельности при обналичивании денег поступившие на счет посредством платежных карточек, принадлежащих другим банкам. Полагаем, что платежные карты других банков не должны обслуживаться по столь высоким комиссиям. В процессе изучения проблемы установлена ее актуальность и для регионов страны.
Уровень проблемы:
Республиканская проблема
Источник информации о проблеме:
АКТЮБИНСКАЯ РПП
Предложение по решению проблемы:
Создать единую платформу для БВУ. Посредством заключения меморандумов между БВУ и установить единый процент взимания комиссии с СПД вне зависимости от принадлежности платежной карточки к конкретному банку второго уровня.
Пути решения:
1. Направить предложения в Национальный банк РК. 2. В случае необходимости провести совещание с заинтересованными госорганами, субъектами предпринимательства; 3. В случае одобрения, принять меры по внесению изменений в соответствующие НПА.
Дата включения в реестр:
2016-11-11 00:00:00
Предполагаемые сроки решения:
2017-10-16 00:00:00
Ход исполнения:
03.05.2018; По состоянию на 1 апреля 2018 года эмитирование платежных карточек фактически осуществляло 26 банков и АО «Казпочта». Указанные организации выпускают и распространяют платежные карточки международных систем (доля которых составляет – 99,6%): VISA International, MasterCard Worldwide, UnionPay International и American Express International. Кроме того, банки Казахстана выпускают платежные карточки локальных систем: Altyn Card – АО «Народный Банк Казахстана» и локальная карточка Ситибанка Казахстан - АО «Ситибанк Казахстан». По состоянию на 1 апреля 2018 года в обращении находится 20,1 млн. платежных карточек, а количество держателей данных карточек составило – 17,6 млн. чел. (по сравнению с ситуацией на аналогичную дату 2017 года – рост на 24,7% и 20,9% соответственно). Наиболее распространенными являются дебетные карточки, их доля составляет 81,6%, доля кредитных карточек – 14,7%. На долю дебетных с кредитным лимитом и предоплаченных карточек приходится 2,6% и 1,1% соответственно. В марте 2018 года объемы транзакций с использованием платежных карточек казахстанских эмитентов составили 1 426,9 млрд. тенге (рост по сравнению с мартом 2017 года 39,8%). Количество транзакций за март 2018 года составило 56,6 млн. транзакций и увеличилось по сравнению с мартом 2017 года на 59,9%. При этом рост количества и суммы безналичных платежей составил 119,1% (количество составило 34,3 млн. транзакций) и 122,2% (объем составил 408,7 млрд. тенге), а рост операций по снятию наличных денег – 12,8% (количество составило 22,3 млн. транзакций) и 21,7% (объем составил 1 018,2 млрд. тенге) соответственно. Основная доля безналичных платежей совершена посредством POS-терминалов (57,7% и 46,4% от общего количества и объема безналичных платежей) и интернет (39,5% и 47,3% соответственно). Операции по выдаче наличных денег в основном совершались посредством банкоматов (94,8% и 86,0% от общего количества и объема операций по выдаче наличных денег). *** По вопросу размера банковской комиссии за обслуживание POS-терминалов на постоянной основе проводятся рабочие совещания с участием АФК и банковского сектора. Исходя из вышеизложенного, задача по дальнейшему развитию рынка безналичных платежей делится на два крупных блока: Первый и основной – обеспечить принятие последовательных мер по выведению субъектов малого и среднего бизнеса из теневой экономики. До тех пор, пока доходы бизнеса и заработная плата работников находятся вне «белой» экономики, их участие в розничном безналичном обороте – маловероятно. Все меры, касающиеся оптимизации работы платёжных систем, стимулирования предпринимателей и покупателей, применимы только в отношении той части доходов, которая получена законным путём. Банки Казахстана готовы участвовать в этом процессе. Второй блок – обеспечение эффективности платёжных систем. Активность участников рынка позволила добиться почти 100% годового роста количества безналичных транзакций. Здоровая рыночная конкуренция привела практически к полному отсутствию комиссий, которые прежде взимались с держателей карточек, как при выпуске карточек, так и при осуществлении транзакций. Эффективное использование системы комиссий взаимообмена (Interchange Fee) между банками-эквайрерами и банками-эмитентами позволило разработать ряд бонусных программ и компаний по возврату части денег с покупок (Cash-Back) на карточки держателей, что стимулирует их совершать именно безналичные транзакции. Себестоимость комиссионного вознаграждения включает расходы, связанные с комиссией взаимообмена interchange fee, выплачиваемой банку-эмитенту, согласно правилам международных платежных систем, а также расходы по поддержанию работы карточной системы, оборудования, лицензиям и составляет около 2% от суммы операции. По мере увеличения объемов безналичных платежей с использованием карточек, а также учитывая конкурентное давление со стороны иных банков, размер комиссии регулярно пересматривается банком в сторону снижения. За последние 5 лет комиссии для значительно уменьшились. Разработаны схемы подключения к эквайринговой сети в зависимости от предполагаемых оборотов и сферы деятельности. Для оптимизации работы с предпринимателями предпринят ряд шагов. 1) На рынке представлены недорогие мобильные M-POS-терминалы, позволяющие приобретать необходимые устройства даже небольшим торговым точкам. 2) АО «Казкоммерцбанк» внедрил систему mVisa, позволяющей принимать безналичные платежи без использования POS-терминалов, используя только QR-коды, распечатанные на бумаге. 3) С компанией VISA проработан вопрос о снижении комиссии Interchange для небольших торговых точек. В результате, начиная с середины мая 2018 года банки Казахстана смогут снизить комиссию при приёме платежей в розничных точках при чеке ниже $15 (около 5000 тг). Появление на рынке новых игроков, таких как Cloud Payments, Beeline с системой безналичных платежей и других обостряет конкуренцию. Это приводит к дальнейшему снижению банковских комиссий рыночным путём, как это уже случилось ранее с комиссиями за выдачу наличных денег посредством банкоматов. Одним из важных направлений считаем также развитие систем электронных денег, которые позволяют физическим лицам привязывать к кошелькам платежные карточки и осуществлять оплату товаров/услуг предпринимателей посредством перевода электронных денег со своих кошельков на кошельки предпринимателей. В ходе обсуждения банковский сектор выразил мнение, что комиссии банков формируются исключительно в конкурентной среде. Каждый клиент имеет возможность выбора банка для получения услуги расчета с точки зрения стоимости затрат (17 банков оказывают услуги расчета с использованием карточек). В этой связи, банки придерживаются позиции, что ценообразование тарифов должно осуществляться рыночными методами и механизмами в условиях конкурентной среды, и банки выступают против регулирования комиссионного вознаграждения за безналичный расчет. Комиссии устанавливаются с учетом специфики формирования тарифов по карточным операциям. Вместе с тем, предприниматели за счет приема денег безналичным путем добиваются повышения конкурентоспособности и увеличения оборотов за счет привлечения новых клиентов - держателей банковских карт, сокращения времени и расходов на инкассацию и работу с наличными деньгами, снижают все риски, возникающие при работе с наличными деньгами, обеспечения безопасности платежей, в частности снижается риск принятия фальшивых купюр, потери или кражи денег. ------------------------------------------------------------------------------------------ Данный вопрос озвучен на совместном совещании, под председательством Каржауова О.Е. с участием директоров РПП и заинтересованных подразделений. По итогам обсуждения поручено ДРР и ДМСБ подключится к совместному исполнению проблемы.03.08.2017; исполнитель Бакимов Данияр
05.01.2018; Проблема направлена в АФК для обсуждения с БВУ
12.12.2016; ------
12.12.2016; принято в работу
17.04.2020; В течение 2019 года Департаментом экономики и тарифообразования совместно с НБ вели переговоры с международными платежными системами Visa и Mastercard для оптимизации и снижения межбанковской комиссии на рынке платежных карточек. Средний размер межбанковский комиссии по рынку составлял 1,7% от суммы транзакции. Параллельно проводилась работа с банками второго уровня. В результате совместной работы НПП удалось добиться в отдельных социально значимых сегментах снижения комиссии, которую предприниматели платили за обслуживание карточных платежей. Таким образом, сохраняя баланс всех участников процесса безналичных платежей достигнуто следующее. С 1 мая 2020 года банки второго уровня снизят торговую (эквайринговую) комиссию в среднем на 35%, а в отдельных отраслях до 50% (с текущего среднего значения в 2,3% до среднего значения 1,5% от суммы транзакции). Снижение торговой комиссии позволит предпринимателям сократить свои расходы по банковским комиссиям. В сегментах (супермаркеты, заправки, авиаперевозки, услуги ж/д транспорта, рестораны быстрого питания, продажа автомобилей, почтовые и телекоммуникационные сервисы, коммунальные платежи, платежи в бюджет) международные платежные системы уже применяют фиксированную ставку межбанковской комиссии на уровне 1% или ниже. Эффект от совместных мер по снижению межбанковской и торговой комиссии прогнозируется на уровне 2 млрд тенге в год в виде реальной экономии расходов субъектов бизнеса. Принятые меры значительно улучшат условия для дальнейшего развития розничных безналичных расчетов и положительно отразятся на сокращении объемов «теневой экономики». С физических лиц комиссия за безналичные платежи не взимается. Инициативу по снижению торговой комиссии поддержали основные участники рынка платежных карточек, в их числе АО «Народный Банк Казахстана», АО «Kaspi Bank», АО «Forte Bank», ДБ АО «Сбербанк», АО «АТФБанк», АО «Банк ЦентрКредит», АО «Jysan Bank», АО «Евразийский банк» (96% рынка эквайринговых услуг). Информация размещена на сайте НПП https://atameken.kzuews/35621-nacbank-snizil-bankovskuyu-komissiyu-za-beznalichnye-platezhi Справочно: торговая комиссия банка-эквайера включает в себя межбанковскую комиссию (если операция проходит между разными банками), которая выплачивается банку держателя карты (эмитент). Данные выплаты в основном идут на поощрение владельцев карточек в виде бонусов или кэшбек.
17.04.2020; В течение 2019 года Департаментом экономики и тарифообразования совместно с НБ вели переговоры с международными платежными системами Visa и Mastercard для оптимизации и снижения межбанковской комиссии на рынке платежных карточек. Средний размер межбанковский комиссии по рынку составлял 1,7% от суммы транзакции. Параллельно проводилась работа с банками второго уровня. В результате совместной работы НПП удалось добиться в отдельных социально значимых сегментах снижения комиссии, которую предприниматели платили за обслуживание карточных платежей. Таким образом, сохраняя баланс всех участников процесса безналичных платежей достигнуто следующее. С 1 мая 2020 года банки второго уровня снизят торговую (эквайринговую) комиссию в среднем на 35%, а в отдельных отраслях до 50% (с текущего среднего значения в 2,3% до среднего значения 1,5% от суммы транзакции). Снижение торговой комиссии позволит предпринимателям сократить свои расходы по банковским комиссиям. В сегментах (супермаркеты, заправки, авиаперевозки, услуги ж/д транспорта, рестораны быстрого питания, продажа автомобилей, почтовые и телекоммуникационные сервисы, коммунальные платежи, платежи в бюджет) международные платежные системы уже применяют фиксированную ставку межбанковской комиссии на уровне 1% или ниже. Эффект от совместных мер по снижению межбанковской и торговой комиссии прогнозируется на уровне 2 млрд тенге в год в виде реальной экономии расходов субъектов бизнеса. Принятые меры значительно улучшат условия для дальнейшего развития розничных безналичных расчетов и положительно отразятся на сокращении объемов «теневой экономики». С физических лиц комиссия за безналичные платежи не взимается. Инициативу по снижению торговой комиссии поддержали основные участники рынка платежных карточек, в их числе АО «Народный Банк Казахстана», АО «Kaspi Bank», АО «Forte Bank», ДБ АО «Сбербанк», АО «АТФБанк», АО «Банк ЦентрКредит», АО «Jysan Bank», АО «Евразийский банк» (96% рынка эквайринговых услуг). Информация размещена на сайте НПП https://atameken.kzuews/35621-nacbank-snizil-bankovskuyu-komissiyu-za-beznalichnye-platezhi Справочно: торговая комиссия банка-эквайера включает в себя межбанковскую комиссию (если операция проходит между разными банками), которая выплачивается банку держателя карты (эмитент). Данные выплаты в основном идут на поощрение владельцев карточек в виде бонусов или кэшбек.
Ответственный исполнитель:
Бакимов Данияр Ирикович
Эксперт 1 категории
ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИКИ
Руководитель подразделения:
Отарбаев Бекжан Аронович
Управляющий директор-директор департамента
ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИКИ И ТАРИФООБРАЗОВАНИЯ
b.otarbaev@atameken.kz
Скачать