«Сделано в Казахстане». Найдет ли отечественный товар свое место на торговых полках?
Вопрос распределения полочного пространства для отечественных товаров обсуждается уже давно. Если говорить о непродовольственных товарах, не более 5% этого пространства сегодня занимают казахстанские производители. Это является серьезным барьером для отечественных товаропроизводителей, которые пытаются повысить свою конкурентоспособность на внутреннем рынке.
Дисбаланс в доступности полочного пространства стал ключевой темой обсуждения на очередном заседании Комитета обрабатывающей промышленности НПП «Атамекен». Предоставление полочного пространства для товаров, произведённых в Казахстане закреплено в новом приказе Министерства торговли и интеграции РК. В скором времени субъекты внутренней торговли, получившие одобрение финансового агентства на субсидирование по инструменту предоставления полочного пространства, должны будут соблюдать новые требования. Им предстоит выделять не менее 20% полочного пространства для продукции, маркированной знаком «Сделано в Казахстане».
Эти меры направлены на увеличение присутствия казахстанских товаров на полках магазинов и создание более благоприятных условий для отечественных производителей. При этом для субъектов внутренней торговли (владельцы магазинов, заведений общественного питания, автоматизированного киоска или транспортного средства, оборудованного для торговли) предусмотрены долгосрочные инвестиции на срок до 5 лет и поддержка оборотных средств на 1,5 года. Данные нововведения сфокусированы на малом и среднем бизнесе регионов, что подчеркивает стремление поддержать торговые объекты, занимающиеся как розничной торговлей, так и арендой торговых площадей.
Председатель комитета обрабатывающей промышленности Президиума НПП Тахмина Нагуманова отмечает, что данная мера позволит повысить сбыт для казахстанских производителей, однако необходимо усилить контроль за выполнением этих обязательств.
«Для продовольственных товаров ранее уже было предусмотрено 30% полочного пространства ОТП. С добавлением 20% непродовольственных товаров эти обязательства составят уже 50%, что является значимым шагом для обеспечения сбыта продукции участников ассоциаций. Однако отсутствие конкретных мер мониторинга может привести к неэффективности новых правил», - подчеркивает она.
Представители Комитета торговли МТИ и АО «ФРП «Даму» сообщили, что через полгода после заключения договора субсидирования будет проведен мониторинг для оценки выполнения условий, предусмотренных правилами оказания государственной поддержки субъектам внутренней торговли.
По словам представителя ОЮЛ «Ассоциация производителей парфюмерно-косметической продукции и товаров бытовой химии» Натальи Богомазовой, существует необходимость официального закрепления норм, обязывающих сети, по опыту продовольственных торговых сетей, предоставлять 40% полочного пространства для ОТП. В противном случае, крупные торговые сети остаются вне контроля, что препятствует доступу казахстанских производителей к лучшим местам на полках, сетуют предприниматели.
Стоит отметить, что встречные обязательства для бизнеса будут связаны с налоговыми отчислениями, созданием рабочих мест и объемом выручки. Кроме того, в случае обнаружения нарушений условий мер господдержки торговые сети будут обязаны вернуть полученные бюджетные средства, отмечают в Минтранспорта.
В завершении заседания, Тахминой Нагумановой была подчеркнута необходимость внесения конкретных ссылок на нормативные акты в правила мониторинга и расчета полочного пространства. Все предложенные изменения НПП и бизнеса будут направлены в Комитет торговли МТИ для дальнейшей проработки, что поспособствует местным компаниям занять достойное место на полках магазинов и сделать казахстанские бренды более узнаваемыми.
Оставьте комментарий:
Комментарии: