Защита бизнеса в цифрах
ПП ЗКО: «Защита бизнеса в цифрах» по состоянию на 01.01.2025г.
№ |
Наименование месяца, года |
Общее количество поступивших обращений в по линии защиты бизнеса |
Общее количество положительно решенных обращений по линии защиты бизнеса |
Процент положиетельно решенных обращений по линии защиты бизнеса (%) |
Общая сумма защищенных имущественных прав субьектов предпринимательства (в тенге) |
2013 г. |
октябрь-декабрь |
9 |
5 |
56% |
17 млн.645 тыс.477 тенге |
2014 г. |
январь-декабрь |
251 |
112 |
45% |
446 млн.619 тыс.944 тенге |
2015 г. |
январь-декабрь |
245 |
198 |
81% |
181 млн.234 тыс.732 тенге |
2016 г. |
январь-декабрь |
133 |
71 |
56% |
564 млн.941 тыс.565 тенге
|
2017 г. |
январь-декабрь |
95 |
37 |
39% |
35 млн. 734 тыс. 452 тенге
|
2018 г |
январь-декабрь |
229 |
150 |
66% |
152млн.801тыс.816 тенге |
2019 г |
январь-декабрь |
211 |
129 |
61,00% |
2 млрд.899 млн.306 тыс.462тенге |
2020г |
январь-декабрь |
237 |
161 |
68,00% |
1 млрд.513 млн.114 тыс.037тенге |
2021г |
январь-декабрь |
258 |
148 |
57,4% |
1 млрд.214 млн.180 тыс.874тенге |
2022г. |
январь-декабрь | 138 |
79 |
57,2% | 342 млн.878 тыс.566 тенге |
2023г. |
январь-декабрь | 151 |
85 |
56,3% | 1 млрд 69 млн 408 тыс 374 тенге |
2024г. | январь-декабрь | 132 | 78 | 59,1% | 173 млн.151 тыс.700 тенге |
|
За весь период деятельности Палаты предпринимателей ЗКО |
2089 |
1253
|
59,9% | 8 млрд 611 млн 017 тыс 999 тенге |
Отчет
о проделанной работе по защите прав предпринимателей
Палаты предпринимателей Западно-Казахстанской области
за 2024 год
В истекшем году работа по защите прав предпринимателей строилась с учетом поручения Президента страны о необходимости укрепления партнерства власти и общества, следуя концепции «слышащего государства».
За 2024 год рассмотрено 132 обращения по линии защиты бизнеса, положительно рассмотрено 78 (59,1%).
Сумма защищенных имущественных прав составила более 173 млн тенге.
Исходя из анализа поступивших обращений, наиболее чувствительными сферами и отраслями экономики продолжают оставаться земельные - 20 (15,1%) и налоговые - 12 (9,1%) отношения, а также государственные закупки - 21 (15,9%).
Действенным инструментом для установления обратной связи с бизнесом, зарекомендовавшим себя с положительной стороны, является организация рабочих встреч по поступающим обращениям с приглашением представителей прокуратуры, Антикоррупционной службы, органов госдодходов, полиции и других госорганов, где предприниматель напрямую может высказать свою проблему и получить соответствующее объяснение от госоргана, в отношении которого у него имеются претензии. Одновременно со стороны контрольно-надзорных органов осуществляется консультация и рекомендации по возможному решению вопроса.
Эффективным рычагом решения проблемных вопросов являются и организованные в истекшем году приемы акимом области и первыми руководителями контрольно-надзорных органов.
Для оказании содействия в выводе компаний из Реестра недобросовестных участников государственных закупок представителями Палаты используются полномочия согласительных комиссий. В 2024 году принято участие в работе 16 согласительных комиссий, из которых по 13 было принято положительно решение и защищены имущественные права на сумму более 155 млн тенге.
Защита прав предпринимателей осуществляется сотрудниками правового блока также посредством участия в судебных заседаниях в качестве третьего лица на стороне предпринимателя по искам, где одной из сторон являются госорганы.
В 2024 году принято участие в 9 судебных заседаниях, по 4 из которых судом иски предпринимателей удовлетворены, по 3 искам - отказано и 2 остаются в производстве судов.
Значимую роль в решении актуальных и системных для бизнес-сообщества вопросов играет Совет по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Палаты предпринимателей.
За 12 месяцев т.г. проведено 19 заседаний Совета, в т.ч. 7 выездных.
На заседаниях Совета рассмотрено 37 вопросов, касающихся системных проблем предпринимателей, по которым выработано 154 рекомендации, направленные на улучшение условий ведения бизнеса и устранение административных барьеров в указанной сфере, так же по рекомендации Совета к дисциплинарной ответственности 2 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
3 системные проблемы бизнеса включены в региональный Реестр проблем и 4 - в республиканский.
Об имеющихся проблемах в сфере предпринимательской деятельности направлены 6 информационных записок акиму области.
В целом, более 75% выработанных Советом рекомендаций находят поддержку у уполномоченных органов.
Справочно: На рассмотрение Совета выносились вопросы, связанные с административными барьерами и коррупционными рисками в сфере земельных отношений, инвестиционной, экономической и внешнеэкономической деятельности; газоснабжения; ветеринарии; уголовного преследования; таможенной сферы и др.
За 12 месяцев т.г. выявлено 27 (18 - республиканского уровня и 9 - регионального) административных барьера, препятствующих бизнесу.
Характер проблемных вопросов самого разнообразного спектра: они касались практики привлечения предпринимателей к административной ответственности за несвоевременную уплату штрафов за проезд по платным автодорогам (участкам) по ст.628 КоАП РК, экспорта растениеводческой продукции в Российскую Федерацию, внесения изменений в Приказ МНЭ РК «Об утверждении правил ценообразования на общественно значимых рынках» и другие.
Для их разрешения использовались возможности как местных, так и центральных уполномоченных госорганов.
К примеру, по поступившему в Палату обращению ТОО "Охрана-КМС" законодательно пересмотрены обязательные требования, предъявляемые к специализированным учебным центрам и их филиалам, осуществляющим подготовку и повышение квалификации работников в частных охранных организациях, а также в части наличия стрелкового тира.
В целях исключения административных барьеров и совершенствования законодательства Палатой изучен 171 проект нормативных правовых актов местных исполнительных и представительных органов, из которых по 12 проектам даны экспертные заключения с предложениями и замечаниями, которые в последующем учтены.
Как известно, сегодня в Казахстане принимаются меры по развитию инвестиционной деятельности. Сформирована правовая база, создана и функционирует многоуровневая инфраструктура поддержки инвесторов путем налаживания с ними открытого и конструктивного диалога, особое внимание уделяется созданию открытых, стабильных и предсказуемых условий для привлечения инвестиционного капитала.
Палата предпринимателей принимает активное участие в работе Фронт-офиса, образованного при прокуратуре области для создания благоприятных условий инвесторам, устранения административных барьеров и оказания им содействия.
По итогам года Фронт-офисом оказана помощь 11 инвесторам.
Основными барьерами для инвесторов продолжают оставаться земельные вопросы, подключение к инженерным сетям, субсидирование.
Для повышения правовой грамотности предпринимателей, разъяснения других аспектов взаимодействия с госорганами Палатой предпринимателей на постоянной основе проводятся семинары-совещания с участием контрольно-надзорных органов. Практикуются личные приемы предпринимателей акимом области и первыми руководителями госорганов.
Для обеспечения оперативности и эффективности рассмотрения сигналов бизнеса, было продолжено тесное взаимодействие с органами прокуратуры, антикоррупционной службой и местными исполнительными органами.
Совместно с Антикоррупционной службой осуществляется работа в рамках совместного проекта «Дорога бизнесу». Утвержденный Алгоритм работает и показывает свою эффективность. В истекшем году в рамках проекта Мобильная антикоррупционная группа организованы совместные выезды во все 12 районов области
Совместно с ДГД ЗКО осуществлено 25 мероприятий (семинары, круглые столы, выезды в районы), на которых более 400 предпринимателей получили консультации от ДГД, МИО, представителей финансовых институтов и банков.
Палатой предпринимателей ЗКО в рамках трехстороннего Соглашения о сотрудничестве с АФМ совместно с ДЭР ЗКО проведено более 10 семинаров, приемов предпринимателей и круглых столов по вопросам профилактики экономических правонарушений.
Работа Палаты предпринимателей в сфере защиты прав и законных интересов субъектов бизнеса широко освещается в СМИ (публикации в периодических печатных изданиях, интервью на ТВ, радио и пр.) и социальных сетях (Fasebook, Instagram и др.).
АНАЛИЗ
по обращениям субъектов бизнеса, поступивших по
линии защиты бизнеса за 1 полугодие 2025 год.
В соответствии со ст.3 Закона Республики Казахстан «О Национальной палате предпринимателей РК», одной из основных задач Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» определено представление, обеспечение и защита прав и законных интересов субъектов предпринимательства.
Одним из способов осуществления защиты прав предпринимателей является рассмотрение обращений предпринимателей, поступивших в Палату предпринимателей.
За 2024 г. - из поступивших 132 обращений по линии защиты бизнеса, положительно рассмотрено 78 (что составляет 59,1%).
За 1 полугодие 2025 год в ПП ЗКО поступило 89 обращений по линии защиты бизнеса, положительно рассмотрено 49 (что составляет 55%).
Наиболее часто поступают обращения в сфере инвестиций и кредитования и земельных вопросов, по-прежнему актуальны также вопросы в сфере налогообложения и в сфере закупок.
Структура обращений по линии защиты бизнеса:
- земельные вопросы - 16 (17,9%)
- в сфере закупок- 11 (12,3%);
- в сфере инвестиций и кредитования - 11 (12,3%);
- в сфере сельского хозяйства - 11 (12,3%);
- в сфере налогооблажения - 5 (5,6%);
- прочие вопросы — 35 (39,3%).
Структура обращений, получивших положительное разрешение выглядит следующим образом:
- земельные - 9 (18,3%);
- в сфере закупок в сфере сельского хозяйства - 8 (16,3%);
- в сфере инвестиций и кредитования- 7 (14,3%) ;
- в сфере закупок в сфере сельского хозяйства - 6 (12,2%);
- в сфере налогооблажения - 5 (10,2%);
- прочие вопросы — 14 (28,5%).
В качестве примера можно отметить обращение ТОО «Таловая».
Предприниматель обратился касательно необоснованного отказа в принятии товара согласно Договору о государственных закупках товаров, заключенного с КГУ «Круглоозерновский центр оказания специальных социальных услуг».
По инициативе ПП ЗКО проблемный вопрос оперативно был рассмотрен 14 марта 2025 г. на заседании Фронт-офиса по вопросам защиты прав инвесторов и сопровождению инвестиционных проектов при прокуратуре области. По результатам рассмотрения проблемный вопрос разрешен положительно, Заказчиком было отозвано уведомление о расторжении Договора о государственных закупках товаров, товар принят в полном объеме.
Права предпринимателя были защищены в полном объеме, сумма защищенных имущественных прав составила 10 592 988 тенге.
Или, по поступившему обращению ТОО «Кубаш Трэйд», касательно оказания содействия в выводе компании из Реестра недобросовестных участников государственных закупок, Палатой предпринимателей путем участия в согласительной комиссии, созданной Заказчиком (ГКП на ПХВ «Городская поликлиника №3») приняты меры к исключению предпринимателя из реестра недобросовестных участников государственных закупок.
Обращения, содержащие актуальные и системные для бизнес-сообщества вопросы выносятся на рассмотрение Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции ПП ЗКО.
К примеру, 09.01.25г на заседании Совета обсуждены административные барьеры при таможенном оформлении транспортных средств на юридическое лицо с использованием одобрения типа транспортного средства ОТТС на примере обращения ТОО «KREISS ASIA».
В целях снятия имеющихся барьеров, Палатой предпринимателей направлена служебная записка в НПП РК «Атамекен» (далее - НПП) с предложением обратиться в Генеральную прокуратуру РК на предмет проверки разъяснения МПС РК требований действующего законодательства. После чего, на места было направлено указание о проведении таможенной очистки транспортных средств.
Продолжен анализ соблюдения требований при выдаче технических условий предпринимателям.
Так, 28.02.2025г Советом рассмотрено обращение строительных организаций (ТОО «Birlik Investment», ТОО «Battys Aliamce») касательно созданных монополистом - ТОО «Батыс су арнасы» административных барьеров при выдаче технических условий (далее - ТУ) на водоснабжение и водоотведение.
ТОО «Батыс су арнасы», являясь субъектом квазигосударственного сектора и монополистом, при выдаче ТУ требует от них приобретения оборудования, труб; установки бетонных люков, колодцев и т.д., которые никакого отношения к реализации их строительных проектов не имеют. Все необоснованные требования закладываются в ТУ и если они не выполняются, то ТОО «Батыс су арнасы» в выдаче ТУ отзывает.
По сложившейся ситуации направлены рекомендации акиму г.Уральска, Департаменту Комитета по регулированию естественных монополий, Департаменту Агентства РК по противодействию коррупции и Прокуратуре области.
По рекомендации Совета Антикоррупционной службой проведен внешний анализ коррупционных рисков в деятельности ТОО «Батыс су арнасы», который завершен в начале июня т.г. и внесены акты реагирования.
Также, Департаментом Комитета по регулированию естественных монополий по результатам проверки в отношении Товарищества внесено предписание и составлены 5 протоколов об административных правонарушениях, которые на сегодняшний день находятся на рассмотрении в суде.
Острым остается вопрос обеспечения земельными участками под развитие бизнеса.
Так, на выездном заседании Совета от 15.05.25г рассмотрено обращение к/х Югай касательно получения земельного участка под развитие растениеводства.
К/х Югай более 5 лет занимается растениеводством на территории района Бәйтерек. Однако, в ходе обследования выяснилось, что занимаемый к/х земельный участок входит в земли населенного пункта, что исключает его дальнейшее использование под растениеводство.
Они обратились в районный акимат за предоставлением другого земельного участка, но вопрос не решается, в связи с чем, на стадии срыва посевные работы. После направленных Советом рекомендаций, акиматом района принимаются меры к отысканию свободного земельного участка крестьянскому хозяйству. Окончательное решение по обращению находится на контроле.
Палата предпринимателей ЗКО так же защищает права и законные интересы предпринимательства в судебных инстанциях.
За 1 полугодие 2024 год сотрудниками правового блока ПП ЗКО было принято участие в 5 судебных заседаниях по обращениям предпринимателей. К примеру, по иску АО «Уральскагрореммаш» о признании незаконным протокола итогов и результатов конкурса на «Приобретение пожарной автомашины для «Уральское коммунальное государственное учреждение по охране лесов и животного мира» Управления природных ресурсов и регулирования природопользования акимата ЗКО» недействительными, Палата предпринимателей приняла участие в качестве третьего лица.
Решением СМАС ЗКО от 15 апреля 2025 года исковые требования АО «Уральскагрореммаш» были удовлетворены, в связи с чем, права и законные интересы предпринимателя защищены в сумме 300 000 000 тенге.
Следует отметить, что по другим обращениям, по которым не достигнуто положительное рассмотрение, проводилась определенная работа с госорганами, предпринимателям разъяснялись действия госоргана, правовая и нормативная база, а также дальнейшие действия по разрешению проблемных вопросов.