Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Проекты НПА акиматов и маслихатов

Согласно требованиям ст.65 Предпринимательского кодекса РК и ст.19 Закона РК «О правовых актах» местные представительные и исполнительные органы направляют проекты нормативных правовых актов, затрагивающего интересы субъектов предпринимательства, в аккредитованные объединения субъектов частного предпринимательства и Национальную палату с обязательным приложением пояснительной записки для получения экспертного заключения.

В этой связи, Палата предпринимателей ЗКО (далее - ПП ЗКО) осуществляет обязательную экспертизу проектов нормативных правовых актов, принимаемых местными исполнительными и представительными органами области и затрагивающих интересы субъектов частного предпринимательства (далее — НПА).

За 10 месяцев 2019 года на экспертизу в ПП ЗКО поступило 199 проектов НПА, из них:

Проекты постановлений акиматов 118

Проекты решений маслихатов 81

Итого: 199

Из указанного количества проектов: 8% затрагивали социальное законодательство, 56,8% – государственное управление, 15,1% – АПК, 4,5% – экология, 9,5% – налоги, 6% – образование.

В текущем году в категории «социальное» направлялись проекты НПА, связанные с определением перечней социально значимых автомобильных сообщений, подлежащих субсидированию; об установлении квоты рабочих мест для трудоустройства отдельных категорий граждан и др.;

- в категории «АПК» - проекты НПА о вопросах субсидирования по направлениям субсидирования развития племенного животноводства, повышения продуктивности и качества продукции животноводства,  об  утверждении схем пастбищеоборотов на основании геоботанического обследования пастбищ, об утверждении объемов субсидий по направлениям субсидирования повышения продуктивности и качества продукции аквакультуры (рыбоводства)» и др.;

- в категории «государственное управление» - проекты НПА, касающиеся   регламентов государственных услуг и другие;

-  в категории «налоги» - проекты НПА об установлении единых ставок фиксированного налога,  о повышении базовых ставок земельного налога и ставок единого земельного налога на неиспользуемые земли сельскохозяйственного назначения, об утверждении коэффициента зонирования, учитывающего месторасположение объекта налогообложения в населенном пункте и другие;

-  в категории «экология» - проекты НПА об установлении водоохранных зон, полос и режима их хоз.использования,  об утверждении норм образования и накопления коммунальных отходов, об определении размера обеспечения ликвидации последствий старательства и другие.

- в категории «образование» - проекты НПА, связанные с утверждением государственного образовательного заказа на дошкольное воспитание и обучение и размеров родительской платы.

Из общего количества поступивших проектов, 13 - направлены на ухудшение бизнес-среды, то есть содержат нормы, которыми вводится новые регуляторные инструменты или ужесточаются имеющиеся.

Так, в сентябре т.г. в ПП ЗКО поступил проект постановления акимата ЗКО «Об утверждении Правил реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары по ЗКО». В пунктах 45-49 проекта Правил содержались нормы, ограничивающие права субъектов среднего и малого бизнеса по реализации товаров стаб.фонда.

Проект был возвращен для проведения АРВ. Ущемляющие права предпринимателей нормы были устранены и после повторного поступления, выдано экспертное заключение без замечаний.

Остальные поступившие проекты не ухудшали состояние бизнес-среды (174) и не затрагивали интересы субъектов бизнеса (12).

Разбивка по территориальным органам-разработчикам выглядит следующим образом:

Как показал анализ, из поступивших 199 проектов НПА, ПП ЗКО даны экспертные заключения «Без замечаний» по 134 проектам НПА (67,3%), а по 65 (32,7%) проектам НПА даны экспертные заключения «С замечаниями».

Анализ причин возврата проектов НПА с замечаниями показал, что в основном, органами-разработчиками нарушаются требования законодательства в части отражения в пояснительных записках результатов расчетов, подтверждающих снижение и (или) увеличение затрат субъектов частного предпринимательства в связи с введением в действие нормативного правового акта.

Анализ составления органами-разработчиками пояснительных записок свидетельствует об определенных трудностях вследствие незнания последствий вводимых норм, неумения производить соответствующие расчеты, в результате чего пояснительная записка составляется формально. Аналогично формально составляются и аналитические формы при проведении анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов (далее - АРВ), где в параметрах «затраты субъектов бизнеса», как правило, указывается их отсутствие.

К примеру, дважды возвращался с замечанием проект постановления акимата г.Уральск «Об утверждении государственного образовательного заказа на дошкольное воспитание и обучение, размера подушевого финансирования и родительской платы по городу Уральск на 2019 год».

Основанием для возвращения проекта с замечаниями стало отсутствие в  пояснительной записке сведений о влиянии установленного размера образовательного заказа и подушевого финансирования и родительской платы на снижение и (или) увеличение затрат субъектов частного предпринимательства в связи с введением в действие нормативно-правового акта, а также предложено обсудить проект на очном заседании экспертного совета с участием субъектов бизнеса, занимающихся в сфере дошкольного образования, поскольку в истекшем году предприниматели ввиду установления размера гос.образовательного заказа, не соответствующего нормативам, утвержденным приказами МОН РК №596 от 27.11.2017 года, не дополучили определенную сумму, что повлекло ряд обращений в ПП ЗКО.

При повторном поступлении проекта установлено, что он не был рассмотрен на очном заседании экспертного совета, что послужило причиной повторного возврата проекта с замечанием органу-разработчику.

Вместе с тем, имели место факты, когда причиной возврата было отсутствие требуемых тем или иным законом согласования с уполномоченными органами.

К примеру, 23 мая 2019 года в ПП ЗКО поступили проекты совместных постановлений и решений Сырымского районного маслихата и Сырымского районного акимата об установлении границ ряда сел района.

При этом, к проектам не приложено совместное представление соответствующих органов землеустройства, архитектуры и градостроительства, требуемое статьей 108 Земельного кодекса РК.

В основном, органами-разработчиками соблюдаются требования законодательства (ст.ст.82,83 Предпринимательского кодекса) о проведении анализа регуляторного воздействия (далее - АРВ) при принятии нормативно-правовых актов, которыми вводится новый регуляторный инструмент или ужесточается регулирование в отношении субъектов предпринимательства.

Вместе с тем, за анализируемый период 2019 года ПП ЗКО возвращено 9 проектов НПА с рекомендациями проведения АРВ.

В разбивке по органам-разработчикам районного звена показатели количества направленных для получения экспертных заключений проектов НПА выглядят следующим образом:

Среди указанных районных органов-разработчиков НПА отмечаются наиболее большим числом возвращенных с замечанием проектов НПА Каратобинский (66,7%), Казталовский (50%), Жанибекский (40%), Сырымский (37,5%), Бурлинский (33,3%) районы. 

В целом, выявляемые ПП ЗКО недостатки при разработке проектов НПА устраняются своевременно.

Вместе с тем, имеет место ряд нарушений требований Закона РК «О государственных услугах», в частности п.2 статьи 23, согласно которому  государственные органы, местные исполнительные органы областей, городов областного значения, акимы районов и услугодатели в течение трех рабочих дней с даты утверждения или изменения стандарта государственной услуги актуализируют информацию о порядке ее оказания. 

Поступающие для дачи экспертного заключения проекты НПА о внесении изменений в постановления акиматов об утверждении регламентов гос.услуг, направляются по истечению длительного времени от момента изменения стандартов гос.услуг.

Такая ситуация имела место по всем 56 поступившим проектам НПА.

К примеру, в октябре т.г. в ПП ЗКО поступил проект постановления акимата ЗКО «О внесении изменений в постановление акимата ЗКО от 16 июля 2015 года №173 «Об утверждении регламентов государственных услуг, оказываемых местными исполнительными органами ЗКО в сфере специального образования». 

При этом, изменения в стандарт гос.услуги были внесены приказом Министра образования и науки РК от 13.09.2018г. 

Все поступающие в ПП ЗКО проекты НПА размещаются на сайте ПП ЗКО, а также рассылаются субъектам бизнеса для ознакомления и возможности внесения замечаний и предложений.

Нарушений сроков при даче экспертного заключения не допущено.

Результаты анализа дачи экспертных заключений неоднократно публиковались в средствах массовой информации с приглашением субъектов предпринимательства к активному участию в законотворческой работе, в том числе путем направления рассылок, поскольку проведение информационной и разъяснительной работы является важной составляющей при проведении экспертизы проектов НПА. 

Подводя итоги, предлагаем:

1. Информацию о нарушениях местными исполнительными и представительными органами области (города, районов) при разработке нормативно-правовых актов, затрагивающих интересы частного предпринимательства, направить на имя акима области и секретаря областного маслихата для принятия соответствующих мер.

Аппаратам маслихата и акимата г.Уральск и Западно-Казахстанской области довести результаты анализа до сведения областных управлений, входящих в структуру акимата и разрабатывающих нормативно-правовые акты регионального уровня;

2. Местным исполнительным и представительным органам:

- обеспечить требования ст.65 Предпринимательского кодекса РК и ст.19 Закона РК «О правовых актах», а также Правил проведения и использования анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов, утвержденных приказом Министра национальной экономики РК от 30 ноября 2015 года №748.

- по всем проектам нормативно-правовых актов, содержащих требования о введении регуляторного инструмента или ужесточения регулирования в отношении субъектов частного предпринимательства обеспечить проведение анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов;

- обеспечить выполнение требований статьи 23 Закона РК «О государственных услугах» в части соблюдения трехдневного срока актуализации информации о порядке оказания госуслуг с даты утверждения или изменения стандарта государственной услуги.

об утв-нии гос.образоват.заказа на дошкольное воспитание и обучение, размера подуш.финансир-я и родит.платы по г.Уральск на 2019 год

Об утв-нии регламентов госуслуг, оказываемых МИО ЗКО в сфере семьи и детей

Об установ-и единых ставок фиксиров-го налога для всех налогоплательщиков Бурлинского района

об утв-нии гос.образоват.заказа на дошкольное воспитание и обучение, размера подуш.финансир-я и родит.платы по Бурлинскому району на 2019 год

Об установлении квоты рабоч.мест по Чингирлаускому району на 2019 год

Об утверждении государственного образовательного заказа на дошкольное воспитание и обучение, размера родительской платы на 2019 год по Таскалинскому району

Об утв-нии регламента госуслуги Субсидир-ние ставок вознаграж-ния при кредитовании, а также лизинге на приобретение сельхозживотных, техники и технолог.оборудования

О внесении изм-ний в пост-ние акимата ЗКО №187 от 21 июля 2015 г. Об утв-нии регламентов госуслуг в сфере архитектуры и градостроительства

О повышении базовых ставок зем.налога и ставок единого зем.налога на неиспольз.земли сельхозназначения на территории Жангалинского района

О внесении изменения в постановление акимата Западно-Казахстанской области №56 от 15 марта 2018 года 
«Об утверждении регламента государственной услуги «Субсидирование  ставок вознаграждения при кредитовании, а также лизинге на приобретение сельскохозяйственных животных, техники и технологического оборудования»

Проект решения Акжаикского районного маслихата «О признании утратившим силу  решение Акжаикского районного маслихата от 10 октября 2017 г

Об утверждении целевых показателей качества окружающей среды по Западно-Казахстанской  области на 2019 - 2025 годы

О признании утрат.силу решения Бурлинского раймаслихата от 23 ноября 2017 года №20-3

О признании утрат.силу решения Сырымского раймаслихата  от 28 ноября 2017г. №20-2 Об утв.Правил управ-ния бесхоз.отходами, признанными решением суда поступ-ми в коммун.собст-ть

О признании утратившими некоторых постановлений акимата ЗКО

О внесении изм-ний в пост-ние облакимата №57 от 15 марта 2018 г

О внесении изм-ний в пост-ние облакимата №331 от 09 ноября 2015 г

Об утв-нии регламентов госуслуг в сфере земельных отношений

о внесении изм-ний в пост-ние акимата ЗКО №59 от 01.03.2016г

Об определении оптимальных сроков начала и завершения посевных работ по видам продукции растениеводства, подлежащим обязательному страхованию в растениеводстве на 2019 год

Об утверждении регламента государственной услуги «Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной собственности, не требующее проведения торгов

О внесении изменения в постановление акимата Западно-Казахстанской области от 11 августа 2015 года № 209 «Об утверждении регламента государственной услуги Субсидирование развития

О внесении дополнении в постановление акимата Западно-Казахстанской области от 22 декабря 2014 года № 325 «Об утверждении перечня  рыбохозяйственных водоемов

О внесении изменений в постановление акимата Западно-Казахстанской области от 30 июня 2015 года №160 «Об утверждении регламентов государственных услуг в сфере земельных отношений по Западно-Казахстанской области

О внесении изменений в постановление акимата ЗКО от 29 декабря 2015 года №373

Об утвер-нии перечней социально значимых автомоб.сообщений по ЗКО, подлежащих субсидированию в 2019-2021г

Об утв-нии нормы и предельной цены субсидируемых семян

Об определении оптимальных сроков  начала и завершения посевных работ на 2019 год

Об определении оптимальных сроков начала и завершения посевных работ по видам продукции растениеводства, подлежащим обязательному страхованию в растениеводстве на 2019 год

О внесении изменений в постановление акимата Западно-Казахстанской области от 14 сентября 2015 года №263 «Об утверждении регламентов государственных услуг в области охраны окружающей среды»

Об утверждении нормы и предельной цены субсидируемых семян

О внесении изм-ний в пост-ние акимата ЗКО от 1 марта 2016 года 61 Об утв-нии регламента госуслуги Субсид-ние стоимости услуг по подаче воды сельхозтоваропроизводителям

Об утверждении Перечня субсидируемых видов средств защиты растений (гербицидов) и норм субсидий

Об определении оптимальных сроков начала и завершения посевных работ на 2019 год по Бурлинскому району

Об утв-нии тарифов на сбор и вывоз ТБО по району Байтерек

Об установлении водоохранных зон, полос и режима их хозяйственного использования Западно-Казахстанской области

Об утверждении размеров ставок фиксированного налога и земельного налога на территории Чингирлауского района

О внесении изм-ний в пост-ние акимата ЗКО от 29 сентября 2015 года №277

Об ограничениях, вызванных повышеной пожарной опасностью на территории гос.лес.фонда ЗКО

Об утверждении регламента государственной услуги «Выдача акта экспертизы (протокол испытаний), выдаваемой ветеринарными лабораториями

Об утверждении регламентов государственных услуг в области ветеринарии Западно - Казахстанской области

Об опред-нии мест для размещения агит.печат-х материалов на территории г.Уральск

О внесении изм-ний в решение акима г.Уральск от 21 декабря 2018 года об образовании избир.участков на тер-ии г.Уральск

проект постановления акимата Западно-Казахстанской области «О внесении изменения в постановление акимата Западно-Казахстанской области от 1 марта 2016 года №60 «Об утверждении регламента государственной услуги «Субсидирование по возмещению части расходов, понесенных субъектом агропромышленного комплекса при инвестиционных вложениях»»

проект постановления акимата Акжаикского района Западно-Казахстанской области «Об утверждении Правил поступления и использования безнадзорных животных, поступивших в коммунальную собственность»

Об утв-нии Правил отлова и уничтожения брод.собак и кошек на территории насел.пунктов ЗКО

об утв-нии Правил содержания и выгула собак и кошек на территории ЗКО

Об утв-нии перечня соц.-значимых убыточных маршрутов, подлежащих субсидированию на внут.вод.транспорте по г.Уральск на 2019 год

О внесении изменений в постановление акимата Западно-Казахстанской области от 28 июля 2015 года № 193 «Об утверждении регламентов государственных услуг в сфере предпринимательства»

«О признании утратившими силу некоторых постановлении акимата Западно-Казахстанской области»

«Об утверждении Плана по управлению пастбищами и их использованию по району Бәйтерек на 2019-2020 годы»

«О внесении изменений в постановление акимата Западно-Казахстанской области от 14 февраля 2018 года № 22 «Об установлении мест для массового отдыха, туризма и спорта на водных объектах и водохозяйственных сооруженияхЗападно-Казахстанской области»

«О внесении изменений и дополнений в постановление акимата Западно-Казахстанской области от 7 июля 2015 года № 162 «Об утверждении регламентов государственных услуг в области культуры по Западно-Казахстанской области»

«О внесении дополнений в постановление акимата Западно-Казахстанской области от 15 февраля 2019 года №38«Об утверждении Перечня субсидируемых видов удобрений и норм субсидий»

О внесении изменений в постановление акимата Западно-Казахстанской области от 18 августа 2015 года №216 «Об утверждении регламентов государственных услуг в сфере геологии

Анализ экспертной деятельности ПП ЗКО за 1 полугодие 2019 года

О внесении изменений в постановление акимата ЗКО 194 от 10.08.2028г.

О внесении изменений в постановление акимата ЗКО 267 от 22 сент.2015г.

О внесении изменений в постановление акимата ЗКО от 03.09.2015 г. 250

О признании утратившим силу решения Казталовского раймаслихата от 22.11.2017 г. 16-5

Об утверждении Правил благоустр-ва территорий городов и насел.пунктов ЗКО

Об утверждении Правил содержания и защиты зелен.насаждений

Об утверждении Плана по управлению пастбищами и их использованию по Каратобинскому району на 2019-2020 годы

Об утверждении правил погребения и организации дела по уходу за могилами по Западно-Казахстанской области

Об утверждении Плана по управлению пастбищами и их использованию по Жанибекскому району на 2019-2020 годы

О внесении изменения в постановления акимата Западно-Казахстанской области от 29 марта 2019 года №62 «Об утверждении регламентов государственных услуг, оказываемых местными исполнительными органами Западно-Казахстанской области в сфере семьи и детей

О внесении изменений в постановление акимата ЗКО от 14.09.2015г. Н266

О внесении изменения в постановление акимата Западно-Казахстанской области от 16 февраля 2016 года №39 «Об утверждении регламента государственной услуги «Аккредитация заготовительных организаций в сфере агропромышленного комплекса

О повышении базовых ставок земельного налога и ставок единого земельного налога на неиспользуемые земли сельскохозяйственного назначения Сырымского района

Партнеры