Проекты НПА акиматов и маслихатов
«План по управлению пастбищами и их использованию по Казталовскому району на 2023-2024 годы »
Решения маслихата Жанибекского района «Об утверждении ставок туристского взноса для иностранцев»
решения маслихата Бокейординского района «Об утверждении ставок туристского взноса для иностранцев»
решения маслихата Чингирлауского района «Об утверждении ставок туристского взноса для иностранцев»
решения маслихата Сырымского района «Об утверждении ставок туристского взноса для иностранцев»
решения маслихата Каратобинского района «Об утверждении ставок туристского взноса для иностранцев»
Об установлении зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения ЗКО
Анализ экспертной деятельности ПП ЗКО по нормативно-правовым актам местных исполнительных и представительных органов области за 2022 год
Согласно требованиям ст.65 Предпринимательского кодекса РК и ст.19 Закона РК «О правовых актах» местные представительные и исполнительные органы направляют проекты нормативных правовых актов, затрагивающего интересы субъектов предпринимательства, в аккредитованные объединения субъектов частного предпринимательства и Национальную палату с обязательным приложением пояснительной записки для получения экспертного заключения.
В этой связи, Палата предпринимателей ЗКО (далее - ПП ЗКО) осуществляет обязательную экспертизу проектов нормативных правовых актов, принимаемых местными исполнительными и представительными органами области и затрагивающих интересы субъектов частного предпринимательства (далее — НПА).
За 2022 года по данным РПП ЗКО на экспертизу в ПП ЗКО поступило 252 проекта НПА, из них:
Проекты постановлений акиматов |
122 |
Проекты решений маслихатов |
112 |
Совместные проекты маслихатов и акиматов |
18 |
Итого: |
252 |
Из указанного количества проектов: 31% затрагивали социальное законодательство, 27% – государственное управление, 18% - вопросы ЖКХ и автомобильного транспорта и дорог, 7% – экология, 5%- земельные вопросы, 12% - иные.
В текущем году в категории «социальное» направлялись проекты НПА, связанные с установлением квоты рабочих мест для трудоустройства отдельных категорий граждан и др.;
- в категории «социальные вопросы» - проекты НПА, связанные с утверждением государственного образовательного заказа на дошкольное воспитание и обучение и размеров родительской платы; об определении перечней социально-значимых автомобильных сообщений.
- в категории «государственное управление» - проекты НПА, касающиеся установления границ населенных пунктов, об утверждении мест размещения нестационарных торговых объектов и другие;
- в категории «ЖКХ» - проекты НПА об утверждении норм образования и накопления коммунальных отходов и другие.
Разбивка по территориальным органам-разработчикам выглядит следующим образом:
Как показал анализ, из поступивших 252 проектов НПА, даны экспертные заключения «Без замечаний» по 211 проектам НПА (83,7%), по 18 (7,1%) проектам НПА даны экспертные заключения «С замечаниями» и 23 (9,1%) проекта НПА «Не затрагивают интересов бизнеса».
Большая доля поступивших экспертных заключений без замечаний объясняется тем, что РПП регулярно проводится с МИО разьяснительная работа. Как показал проведенный анализ, качество подготавливаемых проектов НПА заметно улучшилось, так как, основная масса проектов однотипна, повторяется из года в год, органами-разработчиками принимаются во внимание ранее отработанные механизмы составления проектов НПА и учитываются предыдущие замечания. В качестве примеров можно указать следующие категории проектов НПА: установление границ населенных пунктов, об утверждении мест размещения нестационарных торговых объектов, об утверждении норм образования и накопления коммунальных отходов и другие.
Вместе с тем, до сих пор допускаются случаи некачественного составления пояснительных записок, в частности, неотражение в них результатов расчетов, подтверждающих снижение и (или) увеличение затрат субъектов частного предпринимательства в связи с введением в действие нормативного правового акта.
Основной причиной возврата проектов НПА с замечаниями является отсутствие пояснительной записки, наличие которой предусмотрено требованиями ст.65 Предпринимательского кодекса РК и ст.19 Закона РК «О правовых актах». Как правило, замечания Палаты учитываются в полном объеме.
Так же, по проектам НПА по категории «не затрагивают интересы бизнеса», в основном поступали проекты НПА по сферам социальной поддержки государственных служащих и образованию избирательных участков на территории районов и города (школах, ГКУ и т. п.). К примеру, проект решения Бокейординского районного маслихата «О предоставлении подъемного пособия и социальной поддержки для приобретения или строительства жилья специалистам в области здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, спорта и агропромышленного комплекса, государственным служащим аппаратов акимов сел, поселков, сельских округов прибывшим для работы и проживания в сельские населенные пункты Бокейординского района на 2023 год», решения акимата Жанибекского района «О внесении изменения в решение акима Жанибекского района от 11 марта 2014 года №8 «Об образовании избирательных участков на территории Жанибекского района» и другие.
РПП ЗКО на постоянной основе разъясняет органам-разработчикам НПА (МИО) порядок и правила разработки НПА. Следует отметить, что выявляемые РПП ЗКО недостатки при разработке проектов НПА устраняются своевременно.
Все поступающие проекты НПА размещаются на сайте РПП ЗКО, а также рассылаются субъектам бизнеса и аккредитованным организациям для ознакомления и возможности внесения замечаний и предложений.
Анализ
экспертной деятельности по нормативно-правовым актам
местных исполнительных и представительных органов области
Согласно требованиям ст.65 Предпринимательского кодекса РК и ст.19 Закона РК «О правовых актах» местные представительные и исполнительные органы направляют проекты нормативных правовых актов, затрагивающего интересы субъектов предпринимательства, в аккредитованные объединения субъектов частного предпринимательства и Национальную палату с обязательным приложением пояснительной записки для получения экспертного заключения.
В этой связи, Палата предпринимателей ЗКО (далее - ПП ЗКО) осуществляет обязательную экспертизу проектов нормативных правовых актов, принимаемых местными исполнительными и представительными органами области и затрагивающих интересы субъектов частного предпринимательства (далее — НПА).
За 1 полугодие 2021 года на экспертизу в ПП ЗКО поступило 82 проекта НПА, из них:
Проекты постановлений акиматов |
43 |
Проекты решений маслихатов |
39 |
Итого: |
82 |
Из указанного количества проектов: 18,3% затрагивали социальное законодательство, 13,4% – государственное управление, 35,4% – АПК, 15,9% - вопросы ЖКХ и автомобильного транспорта и дорог, 6,1% – экология, 1,2% – налоги, 2,4% - образование, 4,9% – другие.
В текущем году в категории «социальное» направлялись проекты НПА, связанные с установлением квоты рабочих мест для трудоустройства отдельных категорий граждан и др.;
- в категории «АПК» - проекты НПА о вопросах субсидирования по направлениям субсидирования развития племенного животноводства, повышения продуктивности и качества продукции животноводства, об утверждении схем пастбищеоборотов на основании геоботанического обследования пастбищ и др.;
- в категории «государственное управление» - проекты НПА, касающиеся установления границ населенных пунктов, об утверждении мест размещения нестационарных торговых объектов, об утверждении размера предельно допустимых розничных цен на социально значимые продовольственные товары и другие;
- в категории «экология» - проекты НПА об утверждении норм образования и накопления коммунальных отходов, и другие.
- в категории «образование» - проекты НПА, связанные с утверждением государственного образовательного заказа на дошкольное воспитание и обучение и размеров родительской платы.
Как показал анализ, из поступивших 82 проектов НПА, ПП ЗКО даны экспертные заключения «Без замечаний» по 72 проектам НПА (87,8%), а по 10 (12,2%) проектам НПА даны экспертные заключения «С замечаниями».
Анализ поступивших проектов показал, что основная масса проектов однотипна, повторяется из года в год и в силу ранее отработанных механизмов их составления, с учетом ранее направленных замечаний, качество подготавливаемых проектов заметно улучшилось.
Вместе с тем, до сих пор допускаются случаи некачественного составления пояснительных записок, в части отражения в них результатов расчетов, подтверждающих снижение и (или) увеличение затрат субъектов частного предпринимательства в связи с введением в действие нормативного правового акта.
В числе основных причин возврата проектов стали нарушения принципа разработки и принятия нормативных правовых актов, а также разработка проектов без учета мнения предпринимателей и т.д.
К примеру, отказано в выдаче экспертного заключения по постановлению акимата области, касающегося утверждения Правил организации отбора инновационных проектов в области агропромышленного комплекса по причине требования от предпринимателя излишних документов при участии в конкурсе.
Замечания Палаты предпринимателей при повторном направлении проекта были учтены в полном объеме.
В целом, выявляемые ПП ЗКО недостатки при разработке проектов НПА устраняются своевременно.
Все поступающие проекты НПА размещаются на сайте ПП ЗКО, а также рассылаются субъектам бизнеса для ознакомления и возможности внесения замечаний и предложений.
Об установлении границ (черты) сел Копжасар, Салтанат, Саралжын, Аккус, Борык, Брлик, Ушкемпир
Об утверждении ставок туристического вноса для иностранцев на 2022 год по городу Уральск
Об утверждении норм образования и накопления коммунальных отходов по Жанибекскому району
Об утверждении тарифа на оплату за проезд через понтонный мост в Акжаикском районе
Расчет тарифа на утилизацию коммунальных отходов поселка Таскала Таскалинского района ЗКО
Расчет тарифа на сбор и вывоз коммунальных отходов поселка Таскала Таскалинского района ЗКО
«Об установлении квоты рабочих мест по Бокейординскому району на 2023 год»
Об утверждении норм образования и накопления коммунальных отходов по Теректинскому району
Об обеспечении организации и оборудовании стоянок такси по Жангалинскому району
Об обеспечении организации и оборудовании стоянок такси по Акжаикскому району
Об утверждении Правил содержания и выгула домашних животных по Западно-Казахстанской области
Об утверждении норм образования и накопления коммунальных отходов по Жанибекскому району
Об утверждении норм образования и накопления коммунальных отходов по Теректинскому району
Об обеспечении организации и оборудовании стоянок такси по Жангалинскому району
Об установлении квоты рабочих мест для инвалидов по Чингирлаускому району на 2023 год
О признании утратившими силу некоторых постановлений акимата Западно-Казахстанской области
О переименовании наименований улиц города Аксай Бурлинского района Западно-Казахстанской области
Об установлении квоты рабоч.мест по Чингирлаускому р-ну на 2020 год
Об утв.ставок платы за пользование водными ресурсами из поверхностных источников по ЗКО на 2020 год
Об утверждении объемов бюджетных средств
Об утв.ставок платы за польз. вод.ресурсами из поверхн.источников по ЗКО на 2021 год
Об обеспечении организации и оборудовании стоянок такси по Западно-Казахстанской области
Об устранении границ некоторых населенных пунктов Бурлинского района
Об утверждении тарифов на сбор ивывоз и захоронение ТБО по Жангалинскому району
Об уст-нии диф.тарифа на рег.автоперевозки пассажиров и багажа в гор.сообщениях на террит.г.Уральск
Об утв-нии Методики расчета размера платы за польз-е жилищем из гос.фонда по р-ну Байтерек
Об утв-нии мест размещения нестац.торг.объектов на территории насел.пунктов Казтал.района
О базовых ставках платы за зем.участки при их пред-нии в част.собственности
Об установ.квоты раб.мест для трудоустр.инвалидов на 2022 г по Бокейординскому району
Об установ.квоты раб.мест по Каратобин.району ЗКО на 2022г
Об установлении квоты рабочих мест по Бурлинскому району на 2022 год
Об утверждении плана по управлению пастбищами и их использованию по г.Уральск на 2021-2022 г
По вопросам субсидирования животноводства
О базовых ставках платы за земельные участки при их предоставлении в частную собственность
Об утверждении норм образования и накопления коммунальных отходов по Акжаикскому району
Об устан.квоты рабоч.мест для трудоустройства отдел.категорий граждан по району Бәйтерек на 2022 год
Об утв.мест нестационар.торговли по Казталовскому р-ну
Об установлении квоты рабочих мест для трудоустройства инвалидов на 2022 год по городу Уральск
Согласно требованиям ст.65 Предпринимательского кодекса РК и ст.19 Закона РК «О правовых актах» местные представительные и исполнительные органы направляют проекты нормативных правовых актов, затрагивающего интересы субъектов предпринимательства, в аккредитованные объединения субъектов частного предпринимательства и Национальную палату с обязательным приложением пояснительной записки для получения экспертного заключения.
В этой связи, Палата предпринимателей ЗКО (далее - ПП ЗКО) осуществляет обязательную экспертизу проектов нормативных правовых актов, принимаемых местными исполнительными и представительными органами области и затрагивающих интересы субъектов частного предпринимательства (далее — НПА).
За 10 месяцев 2019 года на экспертизу в ПП ЗКО поступило 199 проектов НПА, из них:
Проекты постановлений акиматов 118
Проекты решений маслихатов 81
Итого: 199
Из указанного количества проектов: 8% затрагивали социальное законодательство, 56,8% – государственное управление, 15,1% – АПК, 4,5% – экология, 9,5% – налоги, 6% – образование.
В текущем году в категории «социальное» направлялись проекты НПА, связанные с определением перечней социально значимых автомобильных сообщений, подлежащих субсидированию; об установлении квоты рабочих мест для трудоустройства отдельных категорий граждан и др.;
- в категории «АПК» - проекты НПА о вопросах субсидирования по направлениям субсидирования развития племенного животноводства, повышения продуктивности и качества продукции животноводства, об утверждении схем пастбищеоборотов на основании геоботанического обследования пастбищ, об утверждении объемов субсидий по направлениям субсидирования повышения продуктивности и качества продукции аквакультуры (рыбоводства)» и др.;
- в категории «государственное управление» - проекты НПА, касающиеся регламентов государственных услуг и другие;
- в категории «налоги» - проекты НПА об установлении единых ставок фиксированного налога, о повышении базовых ставок земельного налога и ставок единого земельного налога на неиспользуемые земли сельскохозяйственного назначения, об утверждении коэффициента зонирования, учитывающего месторасположение объекта налогообложения в населенном пункте и другие;
- в категории «экология» - проекты НПА об установлении водоохранных зон, полос и режима их хоз.использования, об утверждении норм образования и накопления коммунальных отходов, об определении размера обеспечения ликвидации последствий старательства и другие.
- в категории «образование» - проекты НПА, связанные с утверждением государственного образовательного заказа на дошкольное воспитание и обучение и размеров родительской платы.
Из общего количества поступивших проектов, 13 - направлены на ухудшение бизнес-среды, то есть содержат нормы, которыми вводится новые регуляторные инструменты или ужесточаются имеющиеся.
Так, в сентябре т.г. в ПП ЗКО поступил проект постановления акимата ЗКО «Об утверждении Правил реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары по ЗКО». В пунктах 45-49 проекта Правил содержались нормы, ограничивающие права субъектов среднего и малого бизнеса по реализации товаров стаб.фонда.
Проект был возвращен для проведения АРВ. Ущемляющие права предпринимателей нормы были устранены и после повторного поступления, выдано экспертное заключение без замечаний.
Остальные поступившие проекты не ухудшали состояние бизнес-среды (174) и не затрагивали интересы субъектов бизнеса (12).
Разбивка по территориальным органам-разработчикам выглядит следующим образом:
Как показал анализ, из поступивших 199 проектов НПА, ПП ЗКО даны экспертные заключения «Без замечаний» по 134 проектам НПА (67,3%), а по 65 (32,7%) проектам НПА даны экспертные заключения «С замечаниями».
Анализ причин возврата проектов НПА с замечаниями показал, что в основном, органами-разработчиками нарушаются требования законодательства в части отражения в пояснительных записках результатов расчетов, подтверждающих снижение и (или) увеличение затрат субъектов частного предпринимательства в связи с введением в действие нормативного правового акта.
Анализ составления органами-разработчиками пояснительных записок свидетельствует об определенных трудностях вследствие незнания последствий вводимых норм, неумения производить соответствующие расчеты, в результате чего пояснительная записка составляется формально. Аналогично формально составляются и аналитические формы при проведении анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов (далее - АРВ), где в параметрах «затраты субъектов бизнеса», как правило, указывается их отсутствие.
К примеру, дважды возвращался с замечанием проект постановления акимата г.Уральск «Об утверждении государственного образовательного заказа на дошкольное воспитание и обучение, размера подушевого финансирования и родительской платы по городу Уральск на 2019 год».
Основанием для возвращения проекта с замечаниями стало отсутствие в пояснительной записке сведений о влиянии установленного размера образовательного заказа и подушевого финансирования и родительской платы на снижение и (или) увеличение затрат субъектов частного предпринимательства в связи с введением в действие нормативно-правового акта, а также предложено обсудить проект на очном заседании экспертного совета с участием субъектов бизнеса, занимающихся в сфере дошкольного образования, поскольку в истекшем году предприниматели ввиду установления размера гос.образовательного заказа, не соответствующего нормативам, утвержденным приказами МОН РК №596 от 27.11.2017 года, не дополучили определенную сумму, что повлекло ряд обращений в ПП ЗКО.
При повторном поступлении проекта установлено, что он не был рассмотрен на очном заседании экспертного совета, что послужило причиной повторного возврата проекта с замечанием органу-разработчику.
Вместе с тем, имели место факты, когда причиной возврата было отсутствие требуемых тем или иным законом согласования с уполномоченными органами.
К примеру, 23 мая 2019 года в ПП ЗКО поступили проекты совместных постановлений и решений Сырымского районного маслихата и Сырымского районного акимата об установлении границ ряда сел района.
При этом, к проектам не приложено совместное представление соответствующих органов землеустройства, архитектуры и градостроительства, требуемое статьей 108 Земельного кодекса РК.
В основном, органами-разработчиками соблюдаются требования законодательства (ст.ст.82,83 Предпринимательского кодекса) о проведении анализа регуляторного воздействия (далее - АРВ) при принятии нормативно-правовых актов, которыми вводится новый регуляторный инструмент или ужесточается регулирование в отношении субъектов предпринимательства.
Вместе с тем, за анализируемый период 2019 года ПП ЗКО возвращено 9 проектов НПА с рекомендациями проведения АРВ.
В разбивке по органам-разработчикам районного звена показатели количества направленных для получения экспертных заключений проектов НПА выглядят следующим образом:
Среди указанных районных органов-разработчиков НПА отмечаются наиболее большим числом возвращенных с замечанием проектов НПА Каратобинский (66,7%), Казталовский (50%), Жанибекский (40%), Сырымский (37,5%), Бурлинский (33,3%) районы.
В целом, выявляемые ПП ЗКО недостатки при разработке проектов НПА устраняются своевременно.
Вместе с тем, имеет место ряд нарушений требований Закона РК «О государственных услугах», в частности п.2 статьи 23, согласно которому государственные органы, местные исполнительные органы областей, городов областного значения, акимы районов и услугодатели в течение трех рабочих дней с даты утверждения или изменения стандарта государственной услуги актуализируют информацию о порядке ее оказания.
Поступающие для дачи экспертного заключения проекты НПА о внесении изменений в постановления акиматов об утверждении регламентов гос.услуг, направляются по истечению длительного времени от момента изменения стандартов гос.услуг.
Такая ситуация имела место по всем 56 поступившим проектам НПА.
К примеру, в октябре т.г. в ПП ЗКО поступил проект постановления акимата ЗКО «О внесении изменений в постановление акимата ЗКО от 16 июля 2015 года №173 «Об утверждении регламентов государственных услуг, оказываемых местными исполнительными органами ЗКО в сфере специального образования».
При этом, изменения в стандарт гос.услуги были внесены приказом Министра образования и науки РК от 13.09.2018г.
Все поступающие в ПП ЗКО проекты НПА размещаются на сайте ПП ЗКО, а также рассылаются субъектам бизнеса для ознакомления и возможности внесения замечаний и предложений.
Нарушений сроков при даче экспертного заключения не допущено.
Результаты анализа дачи экспертных заключений неоднократно публиковались в средствах массовой информации с приглашением субъектов предпринимательства к активному участию в законотворческой работе, в том числе путем направления рассылок, поскольку проведение информационной и разъяснительной работы является важной составляющей при проведении экспертизы проектов НПА.
Подводя итоги, предлагаем:
1. Информацию о нарушениях местными исполнительными и представительными органами области (города, районов) при разработке нормативно-правовых актов, затрагивающих интересы частного предпринимательства, направить на имя акима области и секретаря областного маслихата для принятия соответствующих мер.
Аппаратам маслихата и акимата г.Уральск и Западно-Казахстанской области довести результаты анализа до сведения областных управлений, входящих в структуру акимата и разрабатывающих нормативно-правовые акты регионального уровня;
2. Местным исполнительным и представительным органам:
- обеспечить требования ст.65 Предпринимательского кодекса РК и ст.19 Закона РК «О правовых актах», а также Правил проведения и использования анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов, утвержденных приказом Министра национальной экономики РК от 30 ноября 2015 года №748.
- по всем проектам нормативно-правовых актов, содержащих требования о введении регуляторного инструмента или ужесточения регулирования в отношении субъектов частного предпринимательства обеспечить проведение анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов;
- обеспечить выполнение требований статьи 23 Закона РК «О государственных услугах» в части соблюдения трехдневного срока актуализации информации о порядке оказания госуслуг с даты утверждения или изменения стандарта государственной услуги.
Об утв-нии регламентов госуслуг, оказываемых МИО ЗКО в сфере семьи и детей
Об установ-и единых ставок фиксиров-го налога для всех налогоплательщиков Бурлинского района
Об установлении квоты рабоч.мест по Чингирлаускому району на 2019 год
О признании утрат.силу решения Бурлинского раймаслихата от 23 ноября 2017 года №20-3
О признании утратившими некоторых постановлений акимата ЗКО
О внесении изм-ний в пост-ние облакимата №57 от 15 марта 2018 г
О внесении изм-ний в пост-ние облакимата №331 от 09 ноября 2015 г
Об утв-нии регламентов госуслуг в сфере земельных отношений
о внесении изм-ний в пост-ние акимата ЗКО №59 от 01.03.2016г
О внесении изменений в постановление акимата ЗКО от 29 декабря 2015 года №373
Об утв-нии нормы и предельной цены субсидируемых семян
Об определении оптимальных сроков начала и завершения посевных работ на 2019 год
Об утверждении нормы и предельной цены субсидируемых семян
Об утверждении Перечня субсидируемых видов средств защиты растений (гербицидов) и норм субсидий
Об утв-нии тарифов на сбор и вывоз ТБО по району Байтерек
О внесении изм-ний в пост-ние акимата ЗКО от 29 сентября 2015 года №277
Об ограничениях, вызванных повышеной пожарной опасностью на территории гос.лес.фонда ЗКО
Об опред-нии мест для размещения агит.печат-х материалов на территории г.Уральск
Об утв-нии Правил отлова и уничтожения брод.собак и кошек на территории насел.пунктов ЗКО
об утв-нии Правил содержания и выгула собак и кошек на территории ЗКО
О внесении изменений в постановление акимата Западно-Казахстанской области от 28 июля 2015 года № 193 «Об утверждении регламентов государственных услуг в сфере предпринимательства»
«О признании утратившими силу некоторых постановлении акимата Западно-Казахстанской области»
Анализ экспертной деятельности ПП ЗКО за 1 полугодие 2019 года
О внесении изменений в постановление акимата ЗКО 194 от 10.08.2028г.
О внесении изменений в постановление акимата ЗКО 267 от 22 сент.2015г.
О внесении изменений в постановление акимата ЗКО от 03.09.2015 г. 250
О признании утратившим силу решения Казталовского раймаслихата от 22.11.2017 г. 16-5
Об утверждении Правил благоустр-ва территорий городов и насел.пунктов ЗКО
Об утверждении Правил содержания и защиты зелен.насаждений
О внесении изменений в постановление акимата ЗКО от 14.09.2015г. Н266
Об установлении границ некоторых населенных пунктов Таскалинского района
Об установлении границ некоторых населенных пунктов Жангалинского района