Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Автоперевозки на саморегулировании: что ждет диспетчеров, автовокзалы и такси?

06 Ноября 2024
385 просмотров

Сегодня в Национальной палате предпринимателей «Атамекен» состоялся круглый стол с участием представителей государственных органов и бизнеса. На повестке дня обсуждение ключевых изменений в законопроекте о передаче функций в сфере пассажирских перевозок автотранспортом в саморегулируемые организации (СРО), предполагающий обязательное членство.

Цель законопроекта – снизить участие государства и передать часть полномочий самим участникам рынка, однако мера вызывает определенные опасения как среди бизнеса, так и у представителей нижней палаты Парламента и «Атамекен».

Законопроект, находящийся на рассмотрении в Мажилисе, предлагает передать четыре важные функции в сфере пассажирских автоперевозок в СРО:

  • организация регулярных международных перевозок
  • межобластных перевозок
  • нерегулярных автобусных перевозок
  • организация перевозок такси.

Кроме того, в законопроекте будет закреплено, что расходы на оплату взносов в палату автоперевозчиков не могут быть возложены на наемных работников. Также предложено передать саморегулированию вопросы деятельности диспетчерских служб, автовокзалов, автостанций и пунктов обслуживания пассажиров.

Законопроект, вызвавший резонанс в транспортной отрасли, нашел своих сторонников. Одними из сторонников выступили председатель Республиканской ассоциации служб такси Казахстана Медет Курманов и Союз автотранспортников Казахстана в лице генерального директора Сабита Аманбаева. Аманбаев напомнил, что идея саморегулирования под эгидой «Атамекен» развивается в Казахстане с 2015 года. Союз автотранспортников тогда представил весомые аргументы в её пользу, и с тех пор пройдено немало этапов. «Мы уже давно находимся в процессе подготовки,» - подчеркнул Аманбаев, подтверждая готовность отрасли к дальнейшим шагам.

Вместе с тем, есть рынок, выразивший значительные противоречия. Среди них ТОО «Первый электронный автовокзал», ТОО «АПАРУ», ТОО «inDrive Kazakhstan»,  выразившие опасения о возможных последствиях реформы, особенно в части регулирования и финансовых обязательств, которые могут отразиться в том числе на доступности услуг для потребителей.

«Сейчас рассматривается вопрос исключения из обязательного членства физических лиц. Но здесь стоит исключить и подобных нам агрегаторов. Мы полагаем противоречащим закону стремление инициаторов обязать нас, как IT-компанию, состоять в Палате автоперевозчиков. Указанное действие ограничивает инновации. Оператор мобильного приложения - это деятельность по оказанию информационных услуг, а не деятельность по перевозке. И это лишь один из многих доводов, однако он ярко иллюстрирует наши опасения», - также подчеркнул представитель «Апару» Виктор Нещеретнев.

Особую обеспокоенность вызвали членские взносы для участников СРО. Как подчеркивают представители транспортного бизнеса, взносы могут стать непосильными для малого и среднего бизнеса, особенно тех, кто работает в нерегулярных перевозках.

Законопроект требует обязательного членства в СРО для владельцев цифровых платформ такси, таких как «Яндекс», «InDriver» и другие. Однако возникает вопрос о реальной возможности исполнения этого требования и контроля за работой этих независимых платформ. Для многих индивидуальных перевозчиков, работающих через онлайн-приложения, единые стандарты, такие как цветовая гамма автомобилей, могут быть сложны к соблюдению.

Важно отметить, что пассажирские перевозки – это сфера, связанная с повышенной ответственностью, и необходимо обеспечить должный уровень безопасности. Предприниматели предлагает проводить профилактический контроль над СРО, не вмешиваясь в деятельность, но обеспечивая надзор за качеством и безопасностью.

В свою очередь НПП в целом одобряет предложения по передаче функций в сфере пассажирских перевозок в СРО, однако имеют место быть вышеупомянутые риски. Заместитель председателя правления «Атамекен» Мурат Амрин отмечает, реформа направлена на повышение гибкости и самостоятельности участников рынка, но при этом требует тщательной проработки и учета интересов всех сторон.

«В этой связи, по каждой государственной функции, передаваемой в СРО, с учетом специфики и характера перевозок должна быть проведена оценка на состояние конкурентной среды в рамках анализа регуляторного воздействия,
в том числе анализ готовности рынка по организации деятельности диспетчерских служб, автовокзалов, автостанций и пунктов обслуживания пассажиров»,
- сообщил спикер.

Законопроект предлагает важные изменения, ориентированные на нужды и безопасность граждан. По итогам круглого стола предложения бизнеса и НПП будут направлены депутатскому корпусу для рассмотрения во втором чтении Мажилиса Парламента.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры