Введение системы мотиваций предприятий - стимул развития дуального обучения
В ЗКО активно идет процесс поэтапного внедрения дуальной подготовки кадров
Об этом говорили на совещании «Дуальное обучение как эффективный способ подготовки кадров», проходившем в Уральском индустриальном колледже.
«На сегодняшний день подписано 94 трехсторонних договоров с 24 колледжами и 81 предприятиями по дуальному обучению. Всего охвачено 1 518 учащихся. Сейчас мы уже можем привести много примеров эффективного сотрудничества между предприятиями и учебными заведениями. Это сотрудничество ТОО «Марасант» с Уральским политехническим колледжем, ТОО «Стройкомбинат» с Западно-Казахстанским индустриальным колледжем, КХ «Гайни» с Чингирлауским колледжем. Представители предприятий участвуют в составлении рабочих учебных планов, проводят практическое обучение на предприятии, берут на себя все необходимые затраты: амортизацию оборудования, расход материалов, обеспечение спецодеждой и питанием. Такой неформальный подход к подготовке кадров формирует у учащихся колледжей сознательное отношение к будущей профессии, помогает получить им еще в период обучения бесценный практический опыт», - отметила начальник отдела развития человеческого капитала Региональной палаты предпринимателей Айгуль Абулкаирова.
О своем опыте внедрения элементов дуального обучения рассказали и представители колледжей и предприятий. Так, руководитель КХ «Гайни» с 2014 года является социальным партнером Чингирлауского колледжа. «Сотрудничество учебного заведения и КХ «Гайни», ведется постоянно и непрерывно. Практически с 2014 года, я пополняю кадровый состав своего предприятия за счет выпускников колледжа. В процессе прохождения учащимися практики у нас, а это почти 60% учебного времени, мы не боимся давать им сложные задания, которые они под присмотром опытных наставников выполняют. Мы стараемся организовать практику таким образом, чтобы обеспечить учащимся возможность специализироваться по избранной профессии создать перспективу роста их производственной квалификации, а также иметь материальное вознаграждение». В КХ «Гайни» созданы специальные учебные классы для учащихся колледжа, выдается спецодежда, обеспечивается бесплатное питание, проезд студентов, выплачивается заработная плата», - рассказал Жаскайрат Айсиев.
На совещании с участием руководителей учебных заведений, представителей предприятий - социальных партнеров, шел конструктивный разговор. Социальные партнеры обменивались опытом, делились проблемами, рассказывали о своем видении их решения. Среди существующих серьезных проблем, препятствующих внедрению дуальной подготовки кадров в общенациональном масштабе, особенно подчеркивалось отсутствие стимулирования предприятий для участия в дуальном обучении. Главное, что тормозит развитие дуального обучения, по мнению участников совещания, вопрос инвестиций. Отечественные предприниматели в большинстве не готовы вкладывать средства в подготовку кадров. Им сложно делать долгосрочные прогнозы и у многих просто нет денег для того, чтобы вложить в образование. А законодательство РК не предусматривает налоговых преференций бизнесу за участие в подготовке кадров.
По итогам совещания были сформулированы основные задачи, которые необходимо решить социальным партнерам для эффективного внедрения дуальной технологии обучения. Это введение системы мотиваций предприятиям, участвующим в процессе дуального обучения и приоритетного бюджетного финансирования колледжей и учебных центров, активно внедряющих дуальную подготовку кадров, создание института наставничества в рамках внедрения дуального обучения, создание эффективной системы профессиональной ориентации, создание инфраструктуры системы дуального обучения.
Решение этих задач будет способствовать формированию новой модели профессиональной подготовки, которая позволит преодолеть отставание в структуре, объемах и качестве трудовых ресурсов от реальных требований конкретных предприятий.
Оставьте комментарий:
Комментарии: