Налогообложение
Предложения от бизнеса в Новый налоговый кодекс
- 1 пакет поправок
- 2 пакет поправок
- 3 пакет поправок
- 4 пакет поправок
- 5 пакет поправок
- 6 пакет поправок
Рабочие группы
- 1 Рабочая группа при Аппарате правительства РК
- 2 Рабочая группа при НПП РК «Атамекен»
- 3 Рабочая группа при Министерстве финансов РК
Проект закона
- Проект Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) по состоянию на 21.06.2024 года
- Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» по состоянию на 21.06.2024 года
- Экспертное заключение Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» к проекту Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 12.07.2024 года
- Экспертное заключение Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» от 12.07.2024
- Ответ Министерства национальной экономики РК на экспертное заключение к проектам Налогового кодекса и Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам налогообложения»
- Проект Налогового кодекса по состоянию на 24.07.2024 года
Новости
- ВСЕОБЩАЯ НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА ПОМОЖЕТ ВЫВЕСТИ БИЗНЕС «ИЗ ТЕНИ»
- КОМИТЕТ ГОСДОХОДОВ ОБСУДИЛ С БИЗНЕСОМ ПРОЕКТ МЕХАНИЗМА АДМИНИСТРИРИРОВАНИЯ НДС
- В НАЦПАЛАТЕ «АТАМЕКЕН» ОБСУДИЛИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ МСБ В РАМКАХ НОВОГО НАЛОГОВОГО КОДЕКСА
- О РАБОТЕ НПП «АТАМЕКЕН» В СФЕРАХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, ТЕХРЕГУЛИРОВАНИЯ, ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ, ГМК И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
- КАКИМ ХОТЯТ ВИДЕТЬ НОВЫЙ НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ
- НПП «АТАМЕКЕН»: РОЗНИЧНЫЙ НАЛОГ НУЖНО ТОЛЬКО СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ
- «ПЕРЕЗАГРУЗКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ: НПП ЗАЩИТИЛ 70% ПРЕДЛОЖЕНИЙ БИЗНЕСА В НОВОМ КОДЕКСЕ»
Презентации
- Основные направления налоговой реформы
- Предложения по реформированию администрирования НДС
- 07.10.2024 Реформирование специальных налоговых режимов
- 10.10.2024 По вопросам индивидуального подоходного налога
- 21.10.2024 О налоговых льготах и преференциях
- 04.11.2024 По вопросам корпоративного подоходного налога
- 11.11.2024 По вопросам налога на добавленную стоимость
- 28.11.2024 По вопросам налогообложения недропользователей
- 05.12.2024 Налоговый кодекс Общая часть
- 09.12.2024 Международное налогообложение
Обзорное письмо по Пилотному проекту СНТ от 26.04.2022 года
- Информация об основных изменениях в налоговом законодательстве от 29 июня 2021 года
- О применении срока исковой давности в налоговых отношениях с 1 января 2020 года
- Разъяснительное письмо МНЭ РК от 29.01.2020 года
- Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и совершенствования инвестиционного климата», поступивший на экспертное заключение по состоянию на 13.12.2019г
- Сравнительная таблица к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и совершенствования инвестиционного климата» по состоянию на 13.12.2019г.
- Проект ЗРК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам налогообложения", поступивший на экспертное заключение по состоянию на 18.06.2019г.
- Сравнительная таблица к проекту ЗРК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам налогообложения" по состоянию на 18.06.2019г.
КПМ по финансовой устойчивости и КНН
Фишка КПМ к письму НПП Атамекен по финансовой устойчивости и КНН
Разъяснительное письмо Министерства национальной экономики Республики Казахстан по ВЭД
Разъяснительное письмо КГД МФ РК от 12.02.2018г. № КГД-07-2/3497-И по КБК 104302 и 104309
Принятые сокращения
ППРК № 126 – постановление Правительства Республики Казахстан от 20 марта 2020 года № 126
ППРК № 141 – постановление Правительства Республики Казахстан от 27 марта 2020 года № 141
ППРК № 224 – постановление Правительства Республики Казахстан от 20 апреля 2020 года № 224
№ |
Вопрос |
Норма нормативного правового акта |
Позиция уполномоченных государственных органов |
Ссылка на письма |
1 |
Применение поправочного коэффициента «0» по налогу на имущество |
Постановление Правительства Республики Казахстан от 20 марта 2020 года № 126: 2. На период до 31 декабря 2020 года включительно ввести поправочный коэффициент «0» к ставкам: 1. налога на имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по крупным торговым объектам, торгово-развлекательным центрам, кинозалам, театрам, выставкам и физкультурно-оздоровительным и спортивным сооружения; …
Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 марта 2020 года № 141: 3. На 2020 год установить коэффициент «0» к ставкам налога на имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по объектам налогообложения, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере туризма, общественного питания и гостиничных услуг. |
Пунктом 3 ППРК № 141 установлен поправочный коэффициент «0» к ставкам налога на имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по объектам налогообложения, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере туризма, общественного питания и гостиничных услуг. Коэффициент установлен на 2020 год, следовательно, итоговая сумма налога за год, в том числе текущие платежи, будет составлять 0 тенге. Пунктом 2 ППРК № 126 установлен поправочный коэффициент «0» к ставкам налога на имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на период с 20 марта по 31 декабря 2020 года. Соответственно к текущим платежам, срок уплаты которых наступает после 20 марта, применяется поправочный коэффициент «0».
При соответствии установленным требованиям юридические лица и индивидуальные предприниматели предоставляют дополнительный расчет текущих платежей по налогу на имущество по предстоящим платежам. Декларация по налогу на транспортные средства, по земельному налогу и налогу на имущество (форма 700.00) за 2020 год представляется: по ППРК № 126 – с учетом фактических обязательств за 3 месяца текущего года; по ППРК № 141 – с применением коэффициента «0» к ставкам налога на имущество за весь 2020 год. |
Вопрос 1 обращения НПП (ссылка: исх 4749 от 17.04.2020)
Пункт 1 письма МНЭ РК (ссылка: вх 6132 от 04.05.2020 МНЭ)
Пункт 1 письма КГД МФ РК |
2 |
Перенос сроков представления налоговой отчетности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по крупным торговым объектам, торгово-развлекательным центрам, кинозалам, театрам, выставкам и физкультурно-оздоровительным и спортивным сооружениям, а также производителей сельскохозяйственной продукции |
Постановление Правительства Республики Казахстан от 20 марта 2020 года № 126: 4. Для налогоплательщиков, указанных в подпунктах 1) и 2) пункта 2 настоящего постановления, по всем налогам приостановить начисление пени по неисполненным в срок налоговым обязательствам до 15 августа 2020 года и перенести сроки сдачи налоговой отчетности на 3 квартал 2020 года. |
Представление форм налоговой отчетности, срок представления которых приходится на 15 апреля, 15 мая, 15 июня и 15 июля, переносится на срок 15 августа 2020 года. |
Вопрос 3 обращения НПП (ссылка: исх 4749 от 17.04.2020)
Пункт 3 письма КГД МФ РК (ссылка: вх 6743 от 19.05.2020 КГД)
Пункт 3 письма МНЭ РК (ссылка: вх 6132 от 04.05.2020 МНЭ)
|
3 |
Применение ставки 8 % при реализации социально значимых товаров
|
Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 марта 2020 года № 141: 1. На период до 1 октября 2020 года установить ставку налога на добавленную стоимость в размере 8% при совершении оборотов по реализации и импорте товаров, включенных в перечень социально значимых продовольственных товаров, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 марта 2010 года № 145. |
Необходимость ведения раздельного учета по НДС Учитывая положения статьи 194 Налогового кодекса, предусматривающие ведение раздельного учета по оборотам по реализации товаров, работ, услуг если установлены иные положения Налогового кодекса по уменьшению ставки НДС, а также в виду отсутствия разделения оборотов, облагаемых стандартной ставкой НДС и пониженной ставкой НДС в Декларации по НДС (форма 300.00) плательщик НДС при наличии оборотов по реализации, облагаемых по стандартной ставке НДС (12%) и по пониженной ставке НДС (8%), установленной ППРК № 141, ведет раздельный учет таких оборотов. При этом данные обороты, совершенные в налоговом периоде, отражаются в одной Декларации по НДС (форма 300.00). |
Вопрос 1 обращения НПП (ссылка: исх 4275 от 07.04.2020)
Часть первая письма КГД МФ РК (ссылка: вх 5246 от 13.04.2020 КГД)
|
Применение ставки 8 % при ввозе товара из стран ЕАЭС Для целей главы 50 Налогового кодекса датой принятия на учет импортированных товаров является: 1) наиболее ранняя из дат признания (отражения) таких товаров в бухгалтерском учете в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности; 2) дата ввоза таких товаров на территорию Республики Казахстан. При наличии у налогоплательщика обеих дат, датой принятия на учет импортированных товаров признается наиболее поздняя из указанных дат.
В отношении ситуации о правомерности применения ставки НДС 8 % (при ввозе товара из стран ЕАЭС 26 марта и принятия на учет импортированного товара 27 марта): в случае принятия на учет импортированного товара 27 марта, налогоплательщик вправе применить пониженную ставку НДС. |
Вопрос 6 обращения НПП (ссылка: исх 4749 от 17.04.2020)
Пункт 5 письма МНЭ РК (ссылка: вх 6132 от 04.05.2020 МНЭ)
Пункт 6 письма КГД МФ РК |
|||
Определение размера оборота по НДС при реализации социально значимых товаров Поскольку размер оборота определяется как стоимость реализуемых товаров, работ, услуг исходя из применяемых сторонами сделки цен и тарифов без включения в них НДС, применение ставки НДС 8 % производится к размеру оборота по реализации товаров, включенных в перечень социально значимых продовольственных товаров дата совершения которых приходится на период с 27 марта по 30 сентября 2020 года включительно. При этом стоимость реализуемых товаров, работ, услуг определяется исходя из применяемых сторонами сделки цен. |
Вопрос 7 обращения НПП (ссылка: исх 4749 от 17.04.2020)
Пункт 5 и 7 письма КГД МФ РК (ссылка: вх 6743 от 19.05.2020 КГД)
Пункт 6 письма МНЭ РК |
|||
Чем руководствоваться для определения товара как социально значимого для выписки ЭСФ со ставкой НДС 8 % При выписке ЭСФ необходимо руководствоваться и кодами ТН ВЭД, и наименованием товаров, поскольку в определенный код ТН ВЭД могут входить как товары, на которые распространяется ставка НДС 8 %, так и товары, по которым применяется ставка НДС 12 %. |
Вопрос 2 обращения НПП (ссылка: исх 4381 от 09.04.2020)
Часть четвертая письма КГД МФ РК |
|||
Порядок оформления ЭСФ по реализации после 27 марта 2020 года социально значимого товара, ранее приобретенного у поставщика с указанием признака «5» в ЭСФ
С 27 марта 2020 года при реализации товара, включенного в перечень социально значимой продукции, плательщик НДС выписывает ЭСФ с применением ставки НДС 8 % независимо от признака происхождения товара.
В отношении указанной ситуации: при реализации после 27 марта 2020 года товара, включенного в перечень социально значимой продукции, ранее приобретенного (до 27 марта 2020 года) по ставке НДС 12 % и с признаком происхождения товара «5» налогоплательщику необходимо выписать ЭСФ с указанием ставки НДС 8 % и обязательным отражением кода ТН ВЭД. При этом у поставщика такого товара нет необходимости выписывать исправленный ЭСФ к ЭСФ, выписанному по реализованному товару до 27 марта 2020 года. |
Вопрос 2 обращения НПП (ссылка: исх 4381 от 09.04.2020)
Часть четвертая письма КГД МФ РК |
|||
Возможность отнесения в зачет сумм НДС по ставке 12% при приобретении социально значимых продовольственных товаров Поскольку ППРК № 141 установлена ставка НДС 8 % при реализации социально значимых продовольственных товаров, то отнесение в зачет суммы НДС по приобретенным с 27 марта 2020 года товарам, включенным в перечень социально значимой продукции по ставке 12 % неправомерно. |
Вопрос 5 обращения НПП (ссылка: исх 4381 от 09.04.2020)
Часть шестая письма КГД МФ РК |
|||
4 |
Отсрочка по уплате налогов и других обязательных платежей для субъектов микро, малого и среднего предпринимательства |
Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 марта 2020 года № 141: 4. Для налогоплательщиков, отнесенных к категории субъектов микро, малого или среднего предпринимательства в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан:
... |
Распространение отсрочки по уплате налогов на НДС на импортированные товары, НДС за нерезидента
Отсрочка срока уплаты предоставлена по всем налогам, в том числе НДС |
Вопрос 9 обращения НПП (ссылка: исх 4749 от 17.04.2020)
Пункт 8 письма МНЭ РК (ссылка: вх 6132 от 04.05.2020 МНЭ)
Пункт 9 письма КГД МФ РК |
Распространение мер поддержки, предусмотренных в ППРК № 141 и ППРК № 224, на филиалы и представительства иностранных компаний в Республике Казахстан
Филиалы и представительства иностранных компаний в Республике Казахстан не являются субъектами предпринимательства. |
Вопрос 1 обращения НПП (ссылка: исх 5998 от 19.05.2020)
Часть первая письма МНЭ РК (ссылка: вх 7596 от 04.06.2020 МНЭ)
Часть первая письма КГД МФ РК |
|||
5 |
Применение освобождения по ФОТ работников для определенных категорий предпринимателей по виду деятельности в соответствии с ОКЭД |
Постановление Правительства Республики Казахстан от 20 апреля 2020 года № 224: 1. Установить поправочный коэффициент «0» к ставкам следующих налогов и социальных платежей:
Положения настоящего пункта применяются в отношении следующих налогоплательщиков и их работников:
|
Применение освобождения по ФОТ работников в случае применения субъектом предпринимательства двух и более ОКЭД Субъекты предпринимательства, осуществляющие деятельность в соответствии с ОКЭД согласно приложениям № 1 и № 2 к ППРК № 224, при этом осуществляющие также иные виды деятельности, применяют коэффициент «0» к ставкам налогов и платежей, предусмотренных пунктом 1 ППРК № 224, исключительно по видам деятельности ОКЭД согласно приложениям № 1 и № 2 к ППРК № 224, независимо от того является ли такой вид деятельности первичным или вторичным. При этом субъект предпринимательства ведет раздельный учет объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, в том числе и по фонду оплаты труда, налогам и социальным платежам с фонда оплаты труда, в соответствии со статьей 194 Налогового кодекса. |
Вопрос 2 обращения НПП (ссылка: исх 4989 от 23.04.2020)
Часть вторая письма КГД МФ РК |
Корректное заполнение декларации по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу в соответствии с ППРК № 224 При представлении Декларации 200.00 (в том числе приложений 200.02, 200.03, 200.05) за 1-3 кварталы 2020 года в графах суммы налогов и социальных платежей с фонда оплаты труда, подлежащих уплате (перечислению) за март-август месяцы включительно, отражается цифра «0». В приложении 200.01 строки подлежат заполнению в порядке, установленном Правилами составления налоговой отчетности «Декларация по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (форма 200.00)». |
Вопрос 3 обращения НПП (ссылка: исх 4989 от 23.04.2020)
Часть вторая письма КГД МФ РК |
|||
Применение освобождения по ФОТ работников в случае изменения субъектом предпринимательства ОКЭД после 1 апреля 2020 года ПППРК № 224 не содержит ограничений по изменению или применению ОКЭД после 1 апреля 2020 года для целей применения льгот по налогам и обязательным платежам. Условием является соответствие фактически осуществляемой предпринимателем деятельности ОКЭД, включенному в ППРК № 224. В случае применения льгот по деятельности, не соответствующей установленному ОКЭД, при проведении налогового контроля будут приняты меры взыскания согласно законодательству РК. |
Вопрос 2 обращения НПП (ссылка: исх 5998 от 19.05.2020)
Часть вторая письма МНЭ РК (ссылка: вх 7596 от 04.06.2020 МНЭ)
Часть вторая письма КГД МФ РК |
Принятые сокращения
ППРК № 224 – постановление Правительства Республики Казахстан от 20 апреля 2020 года № 224
№ |
Вопрос |
Норма нормативного правового акта |
Позиция уполномоченных государственных органов |
Ссылка на письма |
1 |
Применение освобождения по ФОТ работников для определенных категорий предпринимателей по виду деятельности в соответствии с ОКЭД |
Постановление Правительства Республики Казахстан от 20 апреля 2020 года № 224: 1. Установить поправочный коэффициент «0» к ставкам следующих налогов и социальных платежей…
Положения настоящего пункта применяются в отношении следующих налогоплательщиков и их работников:
|
|
|
Приложения 1, 2 к ППРК № 224: ОКЭД 68.20 – «Аренда и управление собственной или арендуемой недвижимостью (торговые сети и стационарные торговые объекты, аренда и управление собственной недвижимостью, предоставление коммерческих помещений в аренду (торгово-развлекательные центры, торговые объекты), за исключением аптек и розничной торговли продуктами питания, напитками и табачными изделиями)» |
ОКЭД, предусмотренный в ППРК № 224, распространяется только на торговые помещения? Может ли управляющая компания, собственник неторгового помещения при осуществлении вида деятельности ОКЭД 68.20 применить освобождение по ФОТ работников в соответствии с ППРК № 224?
В соответствии с нормами ППРК № 224 субъекты, деятельность которых соответствует ОКЭД 68.20 «Аренда и управление собственной или арендуемой недвижимостью», освобождаются от установленных налогов и платежей. При этом применение льгот предусмотрено по торговым сетям и стационарным торговым объектам, аренде и управлению собственной недвижимостью, предоставлению коммерческих помещений в аренду (торгово-развлекательные центры, торговые объекты), за исключением аптек, розничной торговли продуктами питания, напитками и табачными изделиями. Таким образом, в случаях аренды и управлением собственной недвижимостью, в том числе офисными зданиями (помещениями), применимо использование ранее указанных льгот. |
Обращение НПП (ссылка: исх 7361 Б-03 от 15.06.2020)
Письмо МНЭ РК |
||
Приложение 2 к ППРК № 224: ОКЭД 47 – «Розничная торговля, кроме торговли автомобилями и мотоциклами (крупные торговые сети и стационарные торговые объекты, прочая розничная торговля в неспециализированных магазинах, являющихся торговыми объектами, с торговой площадью больше 2 000 кв.метров, за исключением аптек и розничной торговли продуктами питания, напитками и табачными изделиями)» |
Можно ли применить освобождение по ФОТ сотрудников, работающих в торговой сети (код ОКЭД 47)? Относится ли требование по торговой площади (более 2000 кв.метров) ко всей торговой сети или отдельным стационарным торговым объектам?
Критерием для применения норм ППРК № 224 в части освобождения от уплаты налогов и обязательных платежей с ФОТ по приложению 2 к ППРК № 224 является принадлежность к крупному предпринимательству в соответствии с Предпринимательским кодексом. В соответствии со статьей 24 Предпринимательского кодекса субъектами крупного предпринимательства являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие предпринимательство и отвечающие одному или двум из следующих критериев: среднегодовая численность работников более 250 человек и (или) среднегодовой доход свыше 3.000.000-кратного МРП. В случае, если налогоплательщик относится к крупной торговой сети, то имеет право применить коэффициент «0» к ставкам налогов и социальных платежей. В отношении стационарных торговых объектов сообщаем, что критерием применения норм ППРК № 224 является торговая площадь больше 2 000 кв.метров. |
Вопрос 2 обращения НПП (ссылка: исх 8866 от 20.07.2020)
Ответ 2 письма МНЭ РК |